Menu
RSS

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

В Волгограде шесть тысяч деревьев высадят на ликвидированной кировской свалке

В Волгоградской области продолжается поэтапная работа по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба — на территории бывшей свалки в Кировском районе Волгограда уже высажены 800 деревьев и кустарников, в будущем их количество достигнет шести тысяч. Общественники, жители города, представители федеральных, региональных и муниципальных структур сегодня оценили результаты уже проведенных работ и...

Андрей Бочаров: «100-летний юбилей больница №7 встречает в качестве современного медицинского центра высокого уровня»

Волгоградская больница №7 встречает столетие в статусе современного медицинского центра высокого уровня — здесь впервые за несколько десятилетий комплексно обновлены существующие отделения, построены новые. Модернизация учреждения, которая ведется с 2014 года, будет продолжена — губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поставил задачу по созданию на базе больницы центра материнства и детства,...

Дом архитектора – скрытая от глаз жемчужина старого Царицына

В самом центре Волгограда, по адресу проспект Ленина, 2Б, на остановке «Современник», укрытый со всех сторон от досужих глаз коробкой зданий современной постройки, стоит особняк красного кирпича – Дом архитектора. Свое теперешнее название здание, возведенное где-то на рубеже XIX и XX веков (ориентировочно в 1908 году), получило от того, что...

A+ A A-

Время дальше и дальше отделяет нас, живущих в XXI веке, от прошлых лет с их эпохальными событиями. Одно из таких событий – Сталинградская битва.

Мы живем на легендарной земле. Многие мои земляки-краснослободцы воевали на фронте, а остальные обеспечивали бойцов всем необходимым, находясь в нескольких метрах от линии фронта или в глубоком тылу. «Все для фронта, все для победы!» - этот лозунг стал главным с первых дней войны для людей, заменивших ушедших на фронт на станках в заводских цехах, на колхозных полях. Невозможно оценить вклад этих людей в победу. Они все – герои, заслуживают наград и самых высоких почестей.

«Подземный» город

Одним из главных производственных предприятий Красной Слободы в 1920-40-х годах был Сталинградский судоремонтный завод. Перед началом Великой Оте-чественной войны завод работал на полную мощность, здесь были построены электростанция, сварочный цех, кочегарка и кузница. В тяжелые сентябрьские дни 1942 года коллектив Сталинградского судоремзавода, несмотря на обстрел и бомбежку, продолжал напряженно трудиться. Он являлся основным пунктом ремонта техники и судов на переправах, а также помогал армии, изготавливая реактивные снаряды.

До сентября 1942 года завод работал в своих цехах, хотя бомбежки с воздуха проводились немцами почти ежедневно. Пятнадцатого сентября был нанесен сильнейший удар по Красной Слободе, а 24 сентября огненной бомбардировке с воздуха подвергся судоремонтный завод. Часть цехов была уничтожена, оставшиеся рабочие помещения и электростанция оказались сильно повреждены. Городской комитет обороны принял решение эвакуировать завод. В заволжском лесу, в районе колхоза им. Фрунзе, на берегу озера Нарезного, за несколько ночей были вырыты большие траншеи. Их накрыли бревнами, засыпали землей, замаскировали деревьями и кустарником. В этих блиндажах разместили электростанцию, механический и котельносварочный цеха, которые возглавили П.Е. Мясников и Н.Т. Суворов. Бывшее овощехранилище оборудовали под жилье, построили столовую и баню. Так был создан знаменитый «подземный город», который продолжал ремонтировать суда, работавшие на переправах, военную технику армейских частей. За каждой переправой через Волгу были закреплены ремонтные бригады.

Особую ценность завода представляли люди, которые там работали. Мужественному судоподъемщику Манафу Махмутовичу Шарипову и его бригаде приходилось выполнять сложнейшую работу по судоподъему, вытаскиванию судов на берег для ремонта. Однажды довелось поднимать из воды в Чапурниках свалившийся с плотины танк «КВ». Конечно, этих людей уже нет в живых, но славная память о них, их воспоминания о годах войны живут. Манаф Махмутович рассказывал о страшном дне - 23 августа 1942 года, когда впервые пролилась кровь рабочих завода. Накануне ночью в Сталинградский затон завели деревянный паром №3 для ремонта румпеля и руля. Вместе с бригадой во главе со шкипером С.В. Трифоновым приступила к работе и бригада плотников А.Я. Паничкина, к ней для усиления послали модельщика А. Глазунова. В полдень немецкие бомбардировщики нанесли удар по парому. Была разворочена вся палуба. Погибли рабочие. Для завода это была первая тяжелая утрата.

Судоремонтный завод только за осень 1942 года своим маленьким коллективом отремонтировал 150 судов, поврежденных артобстрелом и бомбежками на переправах. Были переоборудованы под тральщики 23 катера и парохода. Кроме этого, рабочие завода занимались ремонтом танков, бронемашин, пушечных лафетов, изготавливали детали для автомашин и печки для отопления землянок.

С началом ледохода особенно тяжело стало работать колесным пароходам. Деревянные плицы гребных колес не выдерживали ударов о плывущие льдины. По предложению работника завода С.А. Толстого стали заменять плицы дубовыми бревнами. Дубки крепили к спицам цепями и тросами. За самоотверженный труд во время войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1942 года М.М. Шарипов, С.А. Толстой и еще 58 работников Сталинградского судоремонтного завода были награждены медалями за боевые заслуги.

В апреле 1943 года судоремзавод вернулся на прежнее место базирования в Красную Слободу. Двадцать восьмого апреля на предприятии был дан первый гудок о начале своей работы после эвакуации. Настали новые трудовые будни. Необходимо было восстанавливать завод, поднимать и ремонтировать затонувшие суда. Но это уже никого не пугало.

Деталь №4

Осенью 1941 года на Сталинградский судоремонтный завод была возложена задача – собирать реактивные снаряды М-8 «катюши». Детали для них поставляли четыре завода. «Красный Октябрь» делал заготовки или штамповку. Головку снаряда готовил гидролизный завод. Разделительную шайбу – завод «Красный металлист», а хвостовое «оперение» - завод «Сакко и Ванцетти». Слободскому судоремзаводу было поручено изготавливать деталь №4, или «сопло». Кроме того, эту деталь необходимо было собрать, смазать, упаковать в деревянные ящики и направить на консервный завод для зарядки взрывчатым веществом.

Цех по производству этих снарядов возглавил Б.М. Семенов, старшим мастером трудился В.П. Овчинников. Их помощниками были 16-18-летние молодые люди. Не все сразу получалось. Нарезание резьбы резцами в месте соединения сопла со стаканом не давало точности. Разность в толщине стен деталей стала причиной непопадания снарядов в цель. Возникла угроза срыва важного задания. И тут помогла рабочая смекалка. Натан Петрович Заславский, бывший директор завода, вспоминал: «За дело взялись В.П. Овчинников и несколько «военкоматских» специалистов. Они за короткое время приспособили кустарный резьбо-фрезерный станок. И вот деталь за деталью стала расти горка годных «четверок», принятых военпредом».

Особая заслуга в налаживании производства снарядов и их выпуске принадлежала работникам завода – жителям Красной Слободы: М.С. Колесникову, А.А. Черкасову, В.П. Овчинникову и их молодым помощникам Н. Кульчинскому, М. Гуревич, которым в то время едва исполнилось 16 лет.

В августе 1942 года бомбежками был разрушен и прекратил работу консервный завод. Заливку снарядов перевели в Красную Слободу. В цехе работали Надя Кузьмичева, Лида Даниленко, Ася Мурзина и другие девушки. Мастерами ОТК являлись И.И. Маштаков, С.А. Толстой. На весовой бессменно трудилась Вера Слепенкова. На сборке снарядов были задействованы ученики 9-х классов Краснослободской школы. Нарком речного флота специальным путевым приказом наградил особо отличившихся рабочих цеха по выпуску снарядов М-8 значками «Отличник речного флота» за освоение оборонной продукции. Многие из перечисленных работников завода и после войны долгое время трудились на разных его участках.

Трудовой героизм путейцев-бакенщиков

Перерезать Волгу как транспортную магистраль, сорвать движение флота, перевозящего боеприпасы, боевую технику, воинские части, эвакуацию раненых и населения - таким был коварный замысел фашистского командования. По Волге доставлялись и нефтегрузы - горючее для фронтов и военной промышленности. В исторической битве на Волге путейцы вместе с речниками проявили массовый героизм и трудовую доблесть, решимость сделать все для достижения Победы.

Массовый призыв в армию и добровольный уход речников на фронт обострили проблему доукомплектования путейцев. На помощь пришли пожилые люди, женщины, подростки, быстро освоившие профессию бакенщика. Чтобы зажечь или погасить бакен, надо было утром и вечером грести тяжелыми веслами по несколько часов, постоянно промерять глубины – ведь течение тащит песок по дну, переставлять и устанавливать плавучие знаки на место, сбитые проходящими составами, обеспечивать работу береговой обстановки.

Под непрерывной бомбежкой и пулеметным обстрелом с немецких самолетов, сбрасывавших мины на фарватер реки Волги, под артиллерийским и минометным огнем береговых батарей противника путейцы-бакенщики зорко следили за полетами вражеской авиации, засекали места падения мин и помогали воинским частям извлекать и удалять их. Одновременно с этим, обозначив специальными знаками-бакенами места, где находятся мины, они выискивали вторые безопасные ходы, встречали суда и буксиры с грузами для Сталинграда и сопровождали их через заминированные участки.

По инициативе бакенщика Ивана Петровича Зенина на протоках, заливах и в стороне от судового хода были установлены ложные знаки судоходной обстановки, которые при приближении самолетов противника зажигались и как бы гасли, привлекая внимание. Он же предложил закрывать огни судоходной обстановки сверху козырьками и зажигать их только при подходе судов. И.П. Зенин был награжден орденом Красной Звезды. Бойцами службы наблюдения и связи стали и его дети - Николай и Нина.

Бакенщица поста Приверх Голодного острова Мария Петровна Бардакова перевозила раненых бойцов из Сталинграда на левый берег, проводила караваны судов через заминированные участки, помогла санитарному пароходу «Клим Ворошилов» избежать потопления немецкими самолетами. За такой самоотверженный героический труд она была награждена медалью «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Вместе с М.П. Бардаковой бакенщик М.П. Ваганов перевозил раненых бойцов из Сталинграда, на своем посту они задержали трех диверсантов.

На постах и перекатах работали целыми семьями, например, семья Игольниковых, супруги Капустины. Бакенщики Верхнеахтубинского переката С.М. Пряхин и Е.Ф. Пряхина в постовом домике обустроили санбат №135, где принимали раненых бойцов, ухаживали за ними и отправляли в тыл, в госпитали. Проводили через перекат, порой заминированный, караваны с нефтегрузами и воинскими частями. Бакенщик И.В. Михайлов погиб, показывая на моторной лодке место падения мины. Его именем было названо небольшое судно.

Не имея оружия, бакенщики иногда вступали в схватку с врагом. Иван Денисович Лунев, например, вместе с 16-летней дочерью Таней пленил целый экипаж немецкого бомбардировщика, сбитого нашим истребителем. Лунев был награжден медалью «За отвагу».

В 1942-1943-х годах вместе с Волжской военной флотилией сотни краснослободских речников, путейцев-бакенщиков внесли свой большой вклад в транспортное обеспечение войск Сталинградского фронта нефтегрузами, горючим для боевой техники наших сражающихся армий, а также промышленности центральных районов. Их трудовой подвиг забыть нельзя.

Тяжелые годы пережила наша Родина. Краснослободск, - в то время маленький прифронтовой поселок - был почти полностью разрушен. Было уничтожено 822 постройки, судоремонтный и рыбный заводы, больницы, школы, МТС, повреждено 2665 домов. Отсутствовала телефонная и телеграфная связь. Численность населения города на 1 января 1943 года составляла 2070 человек.

Давно отгремели залпы орудий героической Сталинградской битвы. События тех лет постепенно уходят в прошлое, но люди, их дела в суровых буднях войны должны оставаться в памяти потомков навсегда. Победа в Сталинградском сражении, Великой Отечественной войне - подвиг и слава нашего народа.

Владислав Филипский, учащийся группы А-14

Краснослободского лицея имени А. Невского.