Menu
RSS

  • 1
  • 2
  • 3
Пред След

В Волгограде шесть тысяч деревьев высадят на ликвидированной кировской свалке

В Волгоградской области продолжается поэтапная работа по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба — на территории бывшей свалки в Кировском районе Волгограда уже высажены 800 деревьев и кустарников, в будущем их количество достигнет шести тысяч. Общественники, жители города, представители федеральных, региональных и муниципальных структур сегодня оценили результаты уже проведенных работ и...

Андрей Бочаров: «100-летний юбилей больница №7 встречает в качестве современного медицинского центра высокого уровня»

Волгоградская больница №7 встречает столетие в статусе современного медицинского центра высокого уровня — здесь впервые за несколько десятилетий комплексно обновлены существующие отделения, построены новые. Модернизация учреждения, которая ведется с 2014 года, будет продолжена — губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров поставил задачу по созданию на базе больницы центра материнства и детства,...

Дом архитектора – скрытая от глаз жемчужина старого Царицына

В самом центре Волгограда, по адресу проспект Ленина, 2Б, на остановке «Современник», укрытый со всех сторон от досужих глаз коробкой зданий современной постройки, стоит особняк красного кирпича – Дом архитектора. Свое теперешнее название здание, возведенное где-то на рубеже XIX и XX веков (ориентировочно в 1908 году), получило от того, что...

A+ A A-

Афганистан - это слово в нашем представлении прочно и неразрывно связано с войной. Действительно, страна уже десятилетия без перерыва охвачена боевыми действиями, начало которым положил отнюдь не ввод советских войск. Эта война стала судьбой целого поколения, у которого со словом «Афган» связано слишком многое - участие в тяжелом и трудном деле, суровые испытания, раны и потеря товарищей.

15 февраля исполнилось 29 лет с момента вывода советских войск из Афганистана. Тогда была поставлена точка в десятилетнем военном присутствии Советского Союза, которое обошлось в 15 тысяч человеческих жизней. Своими воспоминаниями об афганской войне с читателями «Звезды» делится военный летчик, майор ВВС в отставке Александр Прокофьев.

Александр Васильевич в 1981 году был направлен для выполнения боевых заданий в Демократическую Республику Афганистан. На тот момент он служил в Туркестанском военном округе.
- Александр Васильевич, при каких обстоятельствах Вы оказались в Афганистане и какими были первые впечатления об этой стране?
- Надо было отправить самолеты МИГ-21, хорошо зарекомендовавшие себя в работе как по наземным, так и по воздушным целям. Для выполнения заданий отбирали хорошо подготовленных летчиков. После этого на самолетах мы вылетели на аэродром Кандагар. Взлетно-посадочная полоса и рулежки очень хорошие - аэродром строили американцы, они положили отличное асфальтовое покрытие, не плавившееся при жаре. В течение 10 дней по прибытии летчики проходили обкатку для выполнения боевых заданий по программе «ведущий-ведомый». Это необходимо для морально-психологической подготовки. Размещались мы в модульных зданиях, построенных своими руками из фанеры. В каждой комнате жили по четыре человека. В наших жилых зданиях установили кондиционеры, и если на улице было 45 градусов жары, то в помещении +25. На солнце жара доходила до 70 градусов. Временами дул горячий ветер - «афганец». Кроме Кандагара, также был на аэродромах в Баграме и Шинданде.
- Какую задачу перед эскадрильей ставило командование?
- Основными задачами, стоявшими перед летчиками эскадрильи, были разведка и нанесение бомбо-штурмовых ударов по Панджшерскому ущелью и по скоплениям душманов, а также по караванам с оружием и наркотиками, шедшими по пустыне Регистан из Пакистана.
- Сколько боевых вылетов Вы совершили и насколько сложными были задания?
- За год, что был в Афганистане, я совершил 211 боевых вылетов. На борту у нас были бомбы, НУРСы (неуправляемые ракетные снаряды системы «земля-воздух»), ракеты «воздух-воздух». В день бывало от одного до пяти вылетов. Имея десятки случаев уничтожения установок ДШК, караванов с оружием и наркотиками, я был представлен к ордену Красной Звезды.
- Как к Вам относились местные жители? Что Вы можете рассказать про население Афганистана?
- Местные жители нас уважали. Ведь как относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Мы делились с ними своими пайками. Особенно часто за пайками к нам приходили детишки. До сих пор в Афганистане вспоминают «шурави», то есть советских солдат, с уважением.
- От знакомых мне участников войны в Афганистане я слышал, что одним из главных поводов для ввода войск было пресечение наркотрафика. А как Вы считаете, что явилось причиной ввода войск?
- Войска в Афганистан вводили по просьбе Бабрака Кармаля. Это было оказание интернациональной помощи союзному правительству Демократической Республики Афганистан. Существовала опасность прихода к власти исламской оппозиции и, как следствие, опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. Необходимо было не допустить усиления на своих южных границах США и НАТО, которые вооружали исламскую оппозицию и желали переноса военных действий в Среднюю Азию. Но, конечно, одной из целей было пресечение наркотрафика. И с этой задачей в общем-то справлялись. Сейчас, увы, никакого контроля за наркоторговлей в Афганистане нет.
- И как долго продолжалась Ваша служба в Афганистане?
- Ровно год - в 1982 году мы вернулись домой. Потом, после возвращения из Афганистана, была командировка в Мозамбик, где помогали интернационалистам, воевавшим в этой африканской республике. Я делился с летчиками личным опытом, как правильно вести бои, как осуществлять посадку ночью с выключенными фарой и прожекторами. В 1994 году был уволен в запас. С тех пор проживаю в Средней Ахтубе.
В истории отечественных Военно-воздушных сил операция в Афганистане всегда будет стоять особняком. По масштабу боевого применения, объемам израсходованных средств поражения и общему числу задействованных для поддержки наземных войск авиации она, вне всякого сомнения, еще долго будет находиться во главе списка.
В ходе афганской кампании имели место сотни, если не тысячи, подвигов личного состава, материалы о которых постепенно публикуются в свободном доступе.
Именно в Афганистане советская авиация столкнулась, пожалуй, с наиболее ожесточенным сопротивлением с земли: каждый боевой вылет (в особенности это касалось штурмовой авиации) был своеобразной лотереей с примерно равной вероятностью погибнуть и вернуться обратно на аэродром. Наш собеседник вернулся с той войны живым.

Денис Ананьев.