zvezda - Наука во благо человечеству
Logo
.

О законах и перспективах генетики ребята из Краснослободской школы №2 узнали на тематическом уроке

Двадцать первый век считается веком биологии. Из всех биологических дисциплин наиболее быстро развивается генетика. Генетические технологии могут решать большинство проблем, которые стоят перед человечеством: биобезопасность, получение высокоурожайных сортов растений, экологическая безопасность. Многие считают, что если век двадцатый заслуженно получил название информационного, то следующий век станет веком биологической революции, причем генетика будет иметь к этому непосредственное отношение. Любой, кто занимается научными исследованиями, должен сделать все, чтобы его открытия не были использованы во вред человечеству, чтобы на нашей планете разум не уничтожил жизнь, жизнь, бесконечность которой изучает генетика - одна из великих наук будущего!

Двадцать третьего апреля в Краснослободской школе №2 прошел Всероссийский урок генетики «Генетика: история и будущее». Он состоялся при поддержке Минпросвещения России и был приурочен к Международному дню ДНК, который отмечается 25 апреля. В ходе урока обучающиеся 9-11 классов познакомились с современными генетическими технологиями, обсудили перспективы развития генетики в нашей стране и вопросы о возможности выбора будущей профессии в данном направлении.
Уроки прошли по двум темам - «Генетика: история и будущее» и «Генетика растений и продовольственная безопасность». Ребята рассмотрели основные этапы формирования науки генетики, важнейшие открытия, которые были сделаны учеными разных стран. Была отмечена работа Грегора Менделя, Г. де Фриза, В. Иогансена, У. Бетсона, Т. Моргана. Был проведен диспут «Генетика - наука будущего». Обучающиеся узнали много нового и интересного для будущей профессии, связанной с генетическими технологиями. Использование рабочих листов с практическими заданиями «Я и генетика» и «Генетические технологии и перспективы выживания человечества» выявило отношение школьников к генетике и генетическим технологиям. Во время просмотра видеоролика учащиеся совершили виртуальную экскурсию в генетическую лабораторию и познакомились с методом секвенирования молекулы ДНК.
Прогресс биологии в ХХ веке определялся, в первую очередь, развитием генетики и молекулярной биологии. Были изучены на молекулярном уровне основные закономерности процессов жизнедеятельности: обмен веществ, биосинтез белков, генетическое воспроизводство.
В рамках генетики, изучающей два важнейших свойства живых организмов - наследственность и изменчивость, были установлены основные количественные закономерности наследования признаков, названные в честь первооткрывателя законами Г. Менделя.
Медицинская генетика - важный раздел современной генетики, которая изучает роль наследственных факторов в возникновении патологических симптомов и признаков в организме человека. Установлено более 1000 наследственных заболеваний человека - Болезнь Марфана, Боковой амиотрофический склероз, Болезнь Вильсона - Коновалова, Болезнь Дауна, Болезнь кленового сиропа. Разработаны методы предупреждения некоторых из них. Различают первичную и вторичную профилактику наследственной патологии.
Людей на нашей планете рождается все больше, а земель, пригодных для возделывания сельскохозяйственных культур, все меньше. Главная задача, стоящая перед человечеством, - увеличение качественной сельскохозяйственной продукции. Существует много препятствующих факторов - заболевания растений и животных, вредители сельскохозяйственных культур, климатические и погодные условия и многое другое. Генетика способствует решению данных проблем. Она служит теоретической основой селекции сельскохозяйственных растений и животных. Если генетик изучает наследственность и изменчивость организмов, то задача селекционера - изменить наследственные свойства растений и животных, создать сорта и породы, отвечающие запросам сельскохозяйственного производства и устойчивые к болезням, вредителям, погодным и климатическим условиям. Большой вклад в развитие селекции внес Николай Иванович Вавилов.
Генетика - одна из важнейших наук современности. В будущем появятся новые направления ее изучения. Люди смогут делать то, о чем многие из нас даже и не мечтали, возможно, мы сможем менять цвет наших глаз или даже цвет кожи, не будет заболеваний и патологий. Мы шагнем на новую ступень эволюции, где принимать решение будем мы сами. Конечно, сейчас это все звучит, как научная фантастика, но кто знает, что ждет нас впереди.

Надежда Гончарова, учитель МОУ СОШ №2 г.Краснослободска.

Template Design ©