zvezda - А потом была долгая жизнь…
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

В конце прошлого года жительница Краснослободска Александра Курбановна Мухаева, награжденная медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», в связи с 90-летним юбилеем получила персональное поздравление Президента Российской Федерации Владимира Путина, а также наилучшие пожелания от заместителя главы администрации городского поселения г. Краснослободск Ларисы Камышановой, председателя городской Думы Ирины Коденко, своих родных и близких.

Мама Александры Курбановны прожила больше ста лет, а она в свои девяносто остается в прекрасной форме. Ее активность и жизнелюбие вызывают восхищение. Хозяйка дома с удовольствием встречала гостей, спешила поделиться своими эмоциями и воспоминаниями. Воспоминаний много: они не стерлись с годами, но обрели особый смысл. Это жизненные уроки, за которые она благодарна судьбе. Еще благодарна за детей и внуков, которыми она гордится, за нынешнее спокойствие и уютный дом рядом с затоном, дворик, летом утопающий в зелени.
Она родилась в поселке Сарай Ленинского района. Место это особенное, связанное с историческими событиями времен Золотой Орды. В окрестностях поселка – погребенные под нехитрым степным убранством развалины монголо-татарской столицы – Сарай-Берке, или, как ее еще называют, Царевское городище. После семья переехала в Котлубань. Именно с этим местечком связаны яркие воспоминания детства и юношества, здесь она познакомилась и со своим будущим мужем.
– Папа у нас рано умер, и нас троих воспитывала мама. Еще я часто бывала в гостях у подруги. Это была очень хорошая, образованная семья, потомственные учителя. Многому я научилась именно у них,- рассказывает Александра Курбановна.
Она хорошо помнит военные события: как ночью через Дон перешли фашисты, как стали бомбить станции. Они с матерью с другими семьями бежали в степь. В мирное время степь служила пастбищем для животных, теперь – убежищем для людей.
- Нам было хорошо видно, как пылал Сталинград 23 августа 1942 года. Казалось, что там никого в живых уже не осталось, - с грустью вспоминает Александра Курбановна.
Всю зиму они прожили в холодной, сырой землянке. Питались лепешками из ржаной муки. Им повезло: брат нашел делянку ржи. Весной из-за скудного питания все заболели цингой. Измученные, похудевшие вернулись домой, чтобы восстанавливать разрушенное. Большой радостью стало то, что совхозный скот удалось эвакуировать и спасти. Это обстоятельство давало надежду хоть на какую-то стабильность.
Той осенью Александре и ее товарищам не пришлось идти учиться. В школу они ходили работать, восстанавливать ее. Платили им за труд копейки, но самой главной наградой стало дальнейшее обучение в ней. Всем хотелось получить аттестат и начать взрослую жизнь.
Жизненный выбор Александры – фельдшерско-акушерская школа, которую она окончила через три года. Ее направили в ФАП хутора Водяновка.
- Мне было всего-навсего двадцать лет, но я самостоятельно принимала роды. Помню хорошо, что 23 роженицам помогла, а четверых отправила в район как сложный случай. Оставаться в хуторе мне не хотелось – и я написала заявление о моем переводе в Котлубань, - вспоминает Александра Курбановна.
Три года: с 1951 по 1954 – она работала медсестрой в госпитале для военнопленных в Сталинграде, который располагался в Краснооктябрьском районе. В нем проходили лечение немцы, чехи, поляки.
- У нас не было ненависти к ним: мы видели перед собой истощенных, больных людей. Внутривенно вливали им глюкозу, давали лекарства и старались приободрить, - рассказывает Александра Курбановна.
Наверное, это свойство русской души: умение прощать, не озлобляться, человеколюбие в самом широком смысле. Очевидцы военных лет свидетельствуют, что многие жители Сталинграда, вопреки всему, жалели оборванных и истощенных солдат армии противника и тайком передавали им еду.
По историческим данным, примерно 70 процентов из попавших в плен немцев имели серьезные обморожения и дистрофию второй и третьей степени. Почти каждый из них страдал авитаминозом. То есть это были уже тяжелобольные, изможденные люди. Пережитые ими голод и холод, а также полученные в боях раны имели необратимые последствия для здоровья. Кроме того, немалое количество военнопленных стали жертвами эпидемий – дизентерии и тифа. На конец февраля 1943 года на территории Сталинградской области действовало 15 госпитальных точек для пленных гитлеровцев. Из-за острого дефицита квалифицированных медицинских кадров, которых не хватало даже в строевых частях Красной Армии, к лечению немцев часто привлекались врачи из числа самих же военнопленных. Вся страна тогда жила в тяжелых условиях, поэтому и пленным не хватало еды и лекарств. Германия не снабжала их: эти заботы легли на плечи советских людей, перенесших тяготы и лишения.
В пятидесятых годах военнопленных стало намного меньше, а их рацион питания лучше. Можно добавить, что немецкие военнопленные внесли большой вклад в восстановление послевоенного Сталинграда. К этим работам в массовом порядке их начали привлекать с весны – лета 1943 года. Они занимались расчисткой улиц, разбором завалов и сбором пригодных к использованию стройматериалов. Со временем военнопленные начали даже получать за свою работу зарплату. У них была возможность переводить эти деньги на книжки. Поэтому многие, возвращаясь в Германию, уже имели не только навыки строителя, слесаря или токаря, но и некоторую сумму на обустройство своей послевоенной жизни.
Понемногу налаживали свой быт и жители Сталинграда. Замуж Александра вышла за бывшего военного, с которым познакомилась еще в Котлубани. Их дружная семья много лет жила в Капустином Яру, который был одним из первых полигонов на территории тогда еще советской России. Свой статус он получил в 1947 году, когда были построены первые испытательные стенды и бункер, а также стартовая площадка для ракетной техники. Старт самой первой в СССР ракетной установки состоялся в Капустином Яру в октябре 1947 года.
Жизнь военного городка была размеренной и во многом подчинена военной дисциплине. Возможно, именно это обстоятельство повлияло на детей, которые подрастали в семье Мухаевых. Александра Курбановна много лет проработала в здешнем госпитале: сначала в процедурном кабинете, потом в рентгенлаборатории. В общей сложности, у нее сорок лет трудового стажа.
- Я всегда детям говорила, чтобы они не ленились, не брали чужое, с добром относились к людям. Так они и живут. У обоих хорошие семьи. У меня три внука: мастеровые, умные ребята. Правнучка учится в Перми, будет балериной, - с гордостью говорит Александра Курбановна.
В прошлом она пережила инфаркт и с того времени решила сделать свою жизнь спокойнее и размереннее. По совету знакомых они обустроили небольшой дом в затоне: с камином, стенами из красного кирпича, аркой.
- Со всеми удобствами, но на природе, на свежем воздухе. Летом у нас много гостей бывает. Мы ставим бассейн, разбиваем газон, по которому можно босиком ходить, - радуется хозяйка.
С тех пор она и живет в своем уединенном уголке и с удовольствием встречает детей, внуков, когда они приезжают навестить ее. На юбилей почти все собрались. Родные и любимые лица, глядя на которые, она с уверенностью может сказать, что ее жизнь сложилась счастливо.