zvezda - Кузница кадров для речного флота
Logo
.

Не так давно прочел в газете о лицее имени Александра Невского и музее, который при нем существует. Многие краснослободцы помнят, что когда-то в трехэтажном просторном здании базировалось профессиональное училище речного флота. Через него «прошло» огромное количество юношей, и я – в их числе.

В 1929 году при судоремонтном заводе открылось ФЗО – фабрично-заводское обучение. Перед войной оно переименовано было в ремесленное училище №10. В его стенах готовили кадры для речного флота: кочегаров, масленщиков, рулевых, мотористов, слесарей, плотников, судокорпусников, электросварщиков. Сюда приходили мальчишки после седьмого класса со всей области, из поселений района, из Сталинграда, многие из детских домов (война многих сделала сиротами). Учились два года и проходили летнюю практику на водном транспорте, все это время пребывая на полном государственном обеспечении. Даже форму одежды получали. Училище представляло собой деревянные корпуса: учебный с небольшим спортзалом, общежитие, столовая.
Без малого семьдесят лет училище готовило специалистов для речного флота, и все они были востребованы. Складывались трудовые династии в Краснослободске: мастерство переходило от деда к отцу, от отца к сыну. Сыновья, в свою очередь, старались уже получить высшее образование. В средней школе №2 по вечерам шли занятия в школе рабочей молодежи. Можно было окончить десять классов и поступить в институт.
При училище работала школа командного состава. Проработав на водном транспорте более двух лет, выпускники-ремесленники могли повысить свою квалификацию. Сдавая итоговый экзамен по своей специальности, они получали диплом штурмана, механика, капитана с правом работы на судах средней мощности.
Я поступил в училище в 1956 году. Сейчас с благодарностью вспоминаю директора В.Д. Битюкова, учителей – супругов Поповых и Григорьевых, а также В.А. Русскова, В.М. Колтунова, П.И. Алешина, Р.А. Алменьеву. Хорошо помню своих неунывающих друзей- ремесленников: Е.Колесникова, Л.Славова, М.Разгильдеева, В.Савостина, В.Василенко, В.Марахтанова, В.Новоженина, Ю.Киреева, А.Липченко, И.Сметанкина, Н.Костяева, ребят из детских домов.
У моего отца, который когда-то работал судоводителем, собирались друзья-соседи: Соколовы, Гончаровы, Кобликовы, Грачевы, Шкарлунины, Руссковы, Байбаковы. Дружили целыми семьями, и мне, мальчишке, казалось, что все население Красной Слободы работало на водном транспорте или заводе, с ним связанном. Так, по сути, и было в сороковых-пятидесятых годах.
Я тоже некоторое время работал на флоте. Мне довелось бок о бок находиться с капитанами Юдиным, Кубановым, Григорьевым, Морозовым, Назаровым, Богдановым, Байбаковым, Павловым. Некоторые из них были людьми неординарными, высокими профессионалами своего дела. Много моих друзей-земляков работало кочегарами, машинистами, штурманами, механиками. Семидесятые и восьмидесятые годы были для Волгограда эрой небывалого расцвета водного транспорта. На Волге и Ахтубе одновременно работало до 20 высокоскоростных кораблей.
Сейчас корпус бывшего речного училища находится в распоряжении лицея имени Александра Невского. Перед входом – ровные ухоженные клумбы, чистота и порядок. Здесь есть хороший спортивный зал, светлые классы, но в них готовят ребят уже по другим специальностям. Лишь у входа в лицей два больших адмиральских якоря напоминают о прошлом.

Виктор Орлов, г. Краснослободск.

Template Design ©