zvezda - Школа – здоровьесберегающее пространство
Logo
.

В последние годы заметно возросло внимание к здоровью школьников. Официальная статистика пугает своей неотвратимостью: только 10% детей к концу школьного обучения сохраняют здоровье.

В середине апреля в школе №1 р.п. Средняя Ахтуба прошел районный семинар руководителей образовательных учреждений на тему формирования и управления здоровьесберегающим пространством в образовательном учреждении. У входа гостей встречали доктор Пилюлькин (Дима Лысак) и прекрасная Витаминка (Полина Мельченко) со стихотворением о здоровье – главной ценностью на свете. По тропинке здоровья мимо роскошных елочек участники попали на территорию здорового образа жизни. Здесь и стол здорового питания, и стенгазеты, и презентация – всё говорит о том, что «Жить здорово – это модно». Дальше – библиотерапия, официально признанный метод лечения, поскольку книги успешно поднимают настроение, помогают справиться со стрессовыми состояниями и различными фобиями. Участники посетили книжную выставку «Чтение и здоровье», состоящую из трех разделов: «Лекарство –для души», «Спорт – это жизнь», «Стань сильным». Рядом разместилась фотозона со спортивным инвентарем (гантелями, мячами, ракетками). В актовом зале внимание привлек огромный баннер «Займись спортом – стань ярче», а также фотовыставка учащихся-спортсменов «Сильные, ловкие, смелые» и, как продолжение, ученические и учительские награды.
Мероприятие открыли учащиеся 4в класса с учителем Е.Н. Бобылевой. С приветственным словом выступила председатель комитета по образованию О.Н. Степанова, которая отметила актуальность рассматриваемой на семинаре проблемы и обратила внимание на важность управления процессом формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении со стороны администрации. Директор школы Д.В. Усков рассказал, что работа, проводимая администрацией и педагогическим коллективом школы, направлена на создание модели образовательного учреждения, в основе которой последовательно реализовываются все принципы здоровьесберегающего пространства. Сложившаяся система спортивной и физкультурно-массовой работы, охватывающая ученический и педагогический коллектив, является одной из самых эффективных в районе.
В течение последних пяти лет школа становилась победителем в общем зачете районной Спартакиады школьников. Учащиеся, подготовленные учителями физической культуры, показывают высокие результаты на районных и областных олимпиадах, в спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровней. Школьники имеют возможность заниматься в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, настольному теннису и другим видам. Результатом физкультурно-оздоровительной работы стало уменьшение пропусков занятий по причине простудных заболеваний и улучшение здоровья учащихся.
В ходе семинара руководители школ посетили открытые мероприятия и мастер-классы. Учащиеся 4б класса с учителем Т.Н. Михуровой работали над созданием фильма по басне С. Михалкова «Зеркало», где каждый исполнял свою роль актера, костюмера, оператора, продюсера, гримера. Ребята проходили кастинг на роль носорога, верблюда, слона. Учителя И.К. Кириллова и Е.Н. Чернышова показали фрагмент интегрированного урока (английский язык и окружающий мир) во 2б классе на тему «В мире животных», используя комплексную здоровьесберегающую технологию Wake-upsenses (Пробуждение чувств). В ходе урока были показаны интересные приемы для пробуждения каждого канала. Например, для осязания использовались тактильные игры «Magicsack» (волшебный мешок), «Сожми мою руку». Визуальный канал раскрылся в ходе расселения животных по зонам с цветовыми обозначениями, а также в результате выполнения задания по соединению схематических изображений животных со звуками, которые они произносят. Неожиданностью для ребят оказалось, что английские лягушки крякают (croack), а английские утки квакают (quack). Аудио-канал пробуждали вместе с кинетическим каналом во время флешмоба «Whatdoesthefoxsay?» (Что говорит лиса?) Прием использования флешмоба также известен, как динамическая песня, т.е. пропевание и протанцовывание текста и используется для лучшего понимания и запоминания. Именно поэтому часть урока ребята провели, сидя за партами, потом переместились в вертикальную зону, где они стояли, взявшись за руки, вокруг «острова».
О здоровьесберегающих технологиях на уроках русского языка и литературы рассказала С.Н. Коробова на мастер-классе «Через тернии – к звездам». Русский язык и литература – сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, поэтому учитель должен помнить, что от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока зависит состояние школьников в процессе учебной деятельности. Важным является и настрой ребенка, его психологическое состояние. Невозможно назвать урок полноценным, если на нем не было эмоциональных разрядок: улыбок, уместных шуток, использования поговорок, музыкальных минуток. Гости посмотрели фрагменты уроков, которые рассказывают, как учитель использует здоровьесберегающие технологии на учебных занятиях. Также С.Н. Коробова поделилась опытом работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Спортивный праздник «Будь здоров!» вместе с родителями прошел в 3в классе (учитель физической культуры Н.А. Платонова). Ребята читали стихи о спорте и здоровом образе жизни. Все эстафеты выполнялись под музыку. Группа поддержки девочек исполняла спортивный номер с мячами, а группа поддержки мальчиков искусно владела гимнастическими палками. Было весело, интересно, занимательно! Победу одержали дети.
Педагог-организатор М.А. Фединяк на мастер-классе поделилась опытом организации работы по формированию у обучающихся культуры здоровья и здорового образа жизни, профилактике употребления ими психоактивных веществ. Она рассказала о том, что в данном направлении в качестве основной выдвигается задача выработать и закрепить у детей в период их обучения в школе гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью. Иллюстрацией слов Марины Алексеевны стали разноплановые выступления учащихся: агитбригады старшеклассников на тему профилактики употребления психоактивных веществ, подготовленное под руководством старшей вожатой Е.В. Карпенко и учащейся 10б класса Екатерины Марковой, которая представила проект «Влияние комнатной пыли на организм человека», разработанный под руководством учителя биологии Н.Ю. Назгаидзе. О психологических особенностях здоровьесбережения рассказала педагог-психолог школы М.А. Хозова. Она провела психологический тренинг с участниками семинара и дала практические советы. Темой выступления учителя математики Т.Г. Дюжевой стала организация обучения детей с ОВЗ. В этом направлении педагогический коллектив ведет целенаправленную работу. Участники семинара посмотрели видеозапись занятия учителя начальных классов Н.В. Кирилюк с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Закончился семинар ярким красочным праздником «Спортивный калейдоскоп». Участниками стали призеры и победители всероссийских, региональных, районных соревнований открытых первенств по всем видам спорта в командном и личном зачете. Под звон медалей и песню «Герои спорта» ребята продемонстрировали следующие виды спорта: волейбол, футбол (учитель А.А. Платонов), баскетбол (учитель И.В. Овсепян), УШУ (тренер К.А. Пугачева), художественная гимнастика (тренер Н.Г. Киселева), дзюдо (тренер В.В. Морозов), каратэ (тренер Р.Т. Узоян).
За последние годы школой накоплен определенный положительный опыт организации и управления в данном направлении. На семинаре мы постарались поделиться тем, что для руководителей школы покажется полезным и перспективным.

Галина Балан,
старший методист школы №1 р.п. Средняя Ахтуба.

Template Design ©