zvezda - Граница с ними всегда на замке
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Житель поселка Колхозная Ахтуба Валерий Анатольевич Жученко шесть лет отдал охране государственных рубежей, в 70-е годы прошлого века был начальником заставы №7 близ кишлака Шидз на таджикско-афганской границе. О службе в погранвойсках офицер рассказал корреспонденту «Звезды» накануне Дня пограничника, который отмечается сегодня. Герой нашего интервью родился в городе Славянске на Украине в 1950 году.

- Как и с чего началась ваша служба?
- C призыва! Когда пришло время идти в армию в 1970 году, я попал сразу в пограничные вой-ска. Моя первая воинская часть стояла в Туркмении, «учебку» проходил в Термезе. А далее на таджикско-афганскую границу, где я и отслужил всю срочную службу. Остался на сверхсрочную, и мне предложили экстерном сдать экзамены в пограничном училище. Я, естественно, согласился. После экзаменов началось распределение. Был назначен заместителем начальника пограничной заставы №7 «Шидз» хорогского погранотряда. А чуть позже перешел на должность начальника. В моем подчинении было 25 человек, а зоной ответственности стали 100 километров государственной границы.
- В прошлом году мы брали интервью у летчика-истребителя. Он говорил, что в их профессии есть своя романтика, это скорость, слияние с самолетом, небо. Какая изюминка в пограничных войсках?
- И тогда, и сейчас служба в пограничных войсках связана с высокой ответственностью. Пограничники находятся за пределами населенных пунктов и дорог, в ряд мест можно прийти только на лошадях, и это непросто. Одно дело, сидя на диване, смотреть по телевизору, как скачут на конях, другое – самому ехать верхом с оружием там, где сложный рельеф. Всегда надо быть бдительным и надеяться только на себя, свой опыт и знания. В ту пору, когда служил, я всегда понимал, что помощь с тыла в случае чего придет, но вопрос в другом – через сколько времени она подоспеет... По этой причине любой наряд пограничников – два-три человека – во время патрулирования границы может рассчитывать только на себя, осознавая при этом всю полноту ответственности.
- Были ли случаи задержания нарушителей границы?
- Конечно, были. Но запомнился мне всего один. Как-то прибегает к воротам заставы продавец из магазина, расположенного в кишлаке, и заявляет: «Командир, давай медаль, я нарушителя задержал». Пришли к его магазину и увидели запертую в подсобном помещении женщину. Позже выяснилось, что она перешла границу весьма экстремальным способом – по тросу. Следует пояснить, что, по договоренности с Афганистаном, через реку, которая служила естественной границей между СССР и Афганистаном, был протянут трос, на который подвешивалось гидрологическое оборудование для измерения скорости течения. Вот по этой, можно сказать, проволоке, женщина и пришла на нашу сторону. Пересечь границу ее заставила нужда в лекарственных средствах. Я не стал вызывать представителей КГБ, которые занимались дальнейшей судьбой нарушителей, а спросил, сможет ли она перебраться обратно, если я обеспечу ее лекарствами. Она сказала, что сможет. И смогла.
- С 1970 по 1976 годы вы - начальник заставы. А что потом?
- А потом… моя служба на границе закончилась. В 1976 году ночью выехали по обстановке на участке заставы. И наш автомобиль сорвался в пропасть. Летели вниз 112 метров. Чудом остался жив. Весь переломанный, покалеченный, но живой.
- Много времени ушло на лечение и восстановление?
- Много. Последствия той аварии до сих пор дают о себе знать. После восстановления остался в Таджикистане. Перебрался в город Нурек и стал работать в школе военруком. Достаточно быстро вывел школу по своему предмету в образцовые и даже получил знак «Отличник народного просвещения Таджикской ССР». Наверное, единственный военрук в Таджикистане, удостоившийся такого высокого звания. Впоследствии многие мои выпускники выбирали для себя карьеру военного.
- Вы общаетесь с пограничниками, которые несут службу сейчас?
- Да, когда получается...
- Есть разница между вашим поколением пограничников и нынешними молодыми коллегами?
- Во-первых, у них совершенно другая техническая сторона. Я говорю о том, что намного усовершенствована система связи: это телефоны, GPS, ГЛОНАСС. Все это во многом упрощает несение службы для личного состава на границе. Что касается патриотизма, то, думаю, любой пограничник сейчас готов выполнить те задачи, которые будут перед ним поставлены для защиты России, как и в наше время. Конечно, на улице часто можно услышать иной взгляд, но веками проверено, что в случае изменения обстановки вся наша страна начнет подниматься! Если это кому-то непонятно, то я им не завидую.
- У вас есть несколько наград. Расскажите о самой ценной из них.
- Орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги». Эти награды считалась в ту пору одними из самых престижных военных наград, которые вручали за действия, связанные с риском для жизни. Их я получил в начале 90-х. Эти награды мне дороги, но одновременно вызывают очень тяжелые воспоминания. В 90-х мне поступило предложение возглавить военный комиссариат города Нурека. По долгу службы я был в Афганистане в боевых командировках, когда забирал погибших ребят. Я не буду рассказывать, с каким трудом и под каким обстрелом мы вывозили домой «груз 200» - это война... Тяжелее всего было увидеть среди погибших своих воспитанников, учеников, которым я преподавал уроки НВП.
- Коротко объясните, какой урок вы для себя усвоили во время службы в погранвойсках?
- Я усвоил, что граница – это рубеж, практически линия фронта. Ты можешь быть под прицелом и этого не понимать. Но ты не должен никуда отступать – ты замок на границе.
- Сейчас вы уже на пенсии. Есть ли у вас хобби?
- Да. Я занимаюсь музыкой. Играю на клавишных и пою. Еще во время работы в школе я организовал два ансамбля самодеятельности. Многие из моих ребят достаточно известны. К примеру, заслуженная артистка Таджикистана Махфират Хамракулова, композитор и певец Игорь Корнилов.
- Что пожелаете в День пограничника своим коллегам?
- Пограничникам всегда желают одного – чистой КСП (контрольно-следовой полосы). Чтобы следов не было! И на границе, и в жизни, и в службе, и в отпуске всегда пусть улыбается удача! И, естественно, чтобы наша граница для врагов Родины всегда была на замке.
Денис Ананьев.