zvezda - Новое в ОСАГО
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Бывают ситуации, когда водитель остается недоволен ремонтом своего автомобиля после ДТП или суммой страхового возмещения. С 1 июня 2019 года такие ситуации разбирают финансовые омбудсмены, к которым можно обратиться, если самостоятельно договориться с автостраховщиком не удалось.

Кто такой финансовый уполномоченный?
Финансовый уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Он независим от органов власти, организаций и должностных лиц.
Служба финансового уполномоченного состоит из главного финансового уполномоченного (решением Совета директоров Банка России назначен Юрий Викторович Воронин) и уполномоченных в сферах финансовых услуг, Экспертного совета, Совета службы и подразделения по обеспечению деятельности финансового уполномоченного.
Омбудсмены осуществляют досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами, позволяя избежать судебных тяжб. Принятие и рассмотрение обращений потребителей бесплатно. В ряде случаев, предусмотренных законом, граждане вправе заявлять требования к финансовой организации в судебном порядке только после обращения к финансовому уполномоченному.

Если недовольны – ваши действия
Если водитель авто, пострадавшего в ДТП, недоволен качеством проведенного ремонта машины или суммой страхового возмещения, прежде чем писать заявление в суд, он должен обратиться к финансовому уполномоченному. Порядок действия в данном случае прописан на законодательном уровне и подробно описан на официальном сайте Российского союза автостраховщиков. Ознакомившись со всей представленной информацией, составлю укороченный план действия для автомобилиста.
Во-первых, перед тем как обратиться к защитнику, проверьте, входит ли финансовая организация в специальный реестр компаний, взаимодействующих с уполномоченным. С 1 июня для страховых организаций, осуществляющих деятельность по ОСАГО и страхованию средств наземного транспорта, предусмотрено обязательное взаимодействие с уполномоченным.
Второе. Теперь необходимо направить в страховую компанию претензию, которое финансовая организация должна рассмотреть и ответить в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, направленного в электронном виде (на официальном сайте страховщика) по стандартной форме, утвержденной Советом службы финансового уполномоченного. При этом страховщик обязан рассмотреть заявление и ответить в срок не позднее 30 дней в иных случаях. Если вы не получили ответ в этот срок или он не устраивает, смело обращайтесь к финансовому омбудсмену.

Обращаемся к омбудсмену
Претензию можно направить в электронной форме через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru/, или письменно заказным письмом с уведомлением в адрес омбудсмена по адресу: 119017, г. Москва, пер. Старомонетный, дом 3. Телефон: 8 (800) 200-00-10.
Обращение рассматривается в течение 15 рабочих дней после дня подачи, если гражданин является потребителем финансовых услуг, и в течение 30 рабочих дней, если физическому или юридическому лицу уступлено право требования потребителя финансовых услуг к страховой компании. В случае проведения независимой экспертизы по спору рассмотрение приостановят, но не более чем на 10 дней.
За ходом рассмотрения дела можно следить в личном кабинете (уведомления могут также приходить на мобильный телефон и электронную почту). Гражданин вправе ходатайствовать об очном рассмотрении обращения.
Финансовый уполномоченный рассмотрит обращение, если размер имущественных требований не превышает 500 тыс. рублей. Исключения составят случаи, если страховщик нарушит Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Здесь размер имущественных требований не ограничен.

Решение спора или в суд
После принятия решения финансовый омбудсмен уведомляет заявителя в течение одного дня посредством электронного документа или направляет письмо на почтовый адрес. Решение уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после даты его подписания и доводится до страховщика в течение одного рабочего дня. Страховая компания обязана данное решение исполнить.
Если организация не выполняет требования, то финансовый уполномоченный выдаёт документ, на основании которого судебный пристав-исполнитель приведет данное решение омбудсмена в исполнение в принудительном порядке.
Гражданин не согласен с решением финансового уполномоченного. В этом случае он вправе обратиться в суд в течение 30 дней после дня вступления в силу указанного решения. Также к правосудию потребитель может направиться, если финансовый уполномоченный отказался рассматривать обращение, или не принял решение в установленный законом срок, или прекратил рассмотрение обращения по основаниям, установленным статьей 27 Закона об уполномоченном. Копия обращения в суд в обязательном порядке направляется финансовому уполномоченному.

Первый опыт
Служба финансового уполномоченного подвела первые итоги работы. За первые три месяца действия обязательного досудебного порядка урегулирования споров потребителей со страховыми компаниями (июнь, июль, август) в Службу поступило 24158 обращений. Подавляющее количество заявлений (96,3% или 23256) пришлось на споры по договорам ОСАГО, из которых наиболее проблемным стал вопрос несогласия заявителей с размером страховой выплаты. По КАСКО основная причина спора - отказ страховой компании в выплате возмещения. Средний размер требований за июнь-август составил 207 609 рублей.
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин на пресс-конференции отметил продолжающееся увеличение доли обращений, принятых к рассмотрению. Если в июне и июле этот показатель составлял 5% и 23% соответственно, то в августе он резко увеличился и достиг 38,8% от всего количества поступивших обращений.
- Всё больше потребителей правильно подают заявления финансовому уполномоченному, - рассказывает Юрий Викторович. – Всем, чьи обращения возвращаются из-за нарушения претензионного порядка, даются разъяснения о порядке подачи обращения. После этого заявители вправе направить заявление финансовому уполномоченному повторно.
За первые три месяца работы финансовый уполномоченный принял 2223 решения по существу спора, из которых почти в половине случаев (49,98% или 1111 решений) требования потребителей удовлетворены.
По итогам трех месяцев лидерами по количеству обращений к финансовому уполномоченному стали жители Южного, Приволжского и Центрального федеральных округов. Наибольшее количество обращений (3968) поступило от заявителей, проживающих в Краснодарском крае.

Подготовила Наталья Гришина
по материалам сайта Российского союза автостраховщиков
и Финансового уполномоченного.