zvezda - Человек года
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

В преддверии Нового года по сложившейся традиции коллектив редакции газеты «Звезда» выбирает человека, который в течение года активно участвовал в жизни района, внес свой вклад в развитие своего края, помогал людям, а материалы о его деятельности регулярно публиковались на страницах издания.Для большинства читателей, ведущих спортивный образ жизни, нет необходимости представлять героя публикации. Для этого достаточно произнести только имя и фамилию. Тренер с 30-летним стажем, почетный гражданин городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Клавдия Пугачева стала Человеком года по версии газета «Звезда».

– Клавдия Александровна, сегодня Вы – известный тренер, Ваши воспитанники не только успешно выступают в районных и областных соревнованиях, но и побеждают на самых значимых состязаниях. Это неоспоримая оценка тренерской работы. Оглядываясь назад, скажите, сложно ли было начинать карьеру спортсменки, а в дальнейшем тренера?
– Спортивную деятельность начала еще в школьные годы. Занималась лыжным спортом и биатлоном. Имею I разряд по стрельбе из малокалиберного оружия. В 1985 году проявила интерес к восточным боевым искусствам. С 1989 по 1997 г.г. прошла подготовку инструкторов по ушу в московском центре «Саньхэ» под руководством известных мастеров боевых искусств Александра Иншакова, Александра Балашова, Александра Рябова, Алексея Штурмина, Макена Исакова, Люй Юсань. В 1992 году вступила в общественную организацию «Федерация ушу России» и прошла аттестацию тренеров по спортивному и традиционному ушу. С 1997 по 2000 годы принимала участие по всероссийских соревнованиях. Чемпионка Росссии 1997 г., двукратный призер России, кандидат в мастера спорта. С 1992 года работаю в Среднеахтубинской спортивной школе тренером-преподавателем высшей категории по ушу. В 2016 году закончила колледж олимпийского резерва. Являюсь президентом региональной федерации ушу. Старший тренер областной сборной команды. Сейчас, оглядываясь назад, честно признаюсь, что поначалу тренерство давалось тяжело. Знаний, информации и опыта было мало. Много переживаний по поводу тренерских неудач после проведения очередной тренировки. Много самоанализа и постоянное желание усовершенствовать что-то в педагогическом процессе. И, конечно, радость и удовлетворение после очередной тренерской победы.

– В начале тренерского пути что было самым сложным? Нашли ли Вы решения для этих проблем?
– Сложное – найти подход к детям. Увлечь их, заинтересовать. Сделать ушу частью их жизни. Решение пришло само собой – мой личный пример, любовь к этому виду единоборств.
– Во время тренировок Вы только передаете знания и опыт? Могут ли ученики научить чему-то своего учителя?
– Всю жизнь, на каждой тренировке я учусь быть тренером только благодаря своим воспитанникам. Ученики вырастают и, если они начинают вносить коррективы в тренировочный процесс, значит, мой труд не прошёл даром. Дети выросли.

– Вникаете ли Вы в какие-то личные проблемы своих учеников, или же ваши отношения ограничиваются темами спорта?
– Всегда интересовалась жизнью спортсменов. Без доверия нет взаимопонимания, а значит, и успеха в тренировочном процессе. Чтобы вырастить спортсмена, надо знать о нём всё. А главное, стараться быть другом и наставником.

– Какая доля, по Вашему мнению, в победе спортсмена принадлежит его личным качествам (наличию способностей, упорству в тренировках), а какая – его тренеру?
– Если победу взять за 100%, то 50% – это способности и возможности спортсмена и 50% – работа тренера. Тренер – это «маяк», направляющий движение.

– Невозможно не коснуться в разговоре недавней блестящей победы вашего ученика Александра Бисинова. Вы ожидали такого успеха?
– Думаю, это ещё не блестящая, но уже весомая победа. Это начало прекрасного спортивного пути. Но всё самое «блестящее» ещё впереди. Уверена, что парень может добиться многого.

– Можно ли сразу определить, насколько вероятен успех того или иного ребенка, пришедшего заниматься боевыми искусствами?
– Да, можно. Если вы приведёте мне на занятие новичка, то я смогу сказать на 90%, что из него получится в будущем.

– Ушу не только физические упражнения, боевое искусство, но и философия. Насколько способны воспринимать ее дети?
– Мы не китайцы и никогда китайцами не станем. У нас своя культура. Но мы можем принять культуру и философию другой нации, если в ней есть что-то от нашего внутреннего «я». Вера, справедливость, уважение, стойкость, воля… Дети в юном возрасте не способны понять буддизм или даосизм. Но человеческие и жизненные принципы понять могут. Поэтому стараюсь в первую очередь дать им человеческие каноны, не стараясь проводить параллель с китайской философией.
– Отличается ли принципиально тренерская работа с детьми и со взрослыми спортсменами? Делается ли «поправка на возраст» (исключая степень физической нагрузки)?
– Кардинально отличается. Дети увлечены игрой, поэтому и спортивные задачи решаются через игру. Взрослые могут ставить задачи и находить логические пути решения. С ними надо общаться на равных. Но в своей практике я всегда стараюсь ставить задачи и перед маленькими, и перед большими. Спортсмены любого возраста способны понять логику тренировочного процесса. Необходимо с умом преподнести им информацию.

– Какими словами Вы успокаиваете ученика, у которого случается досадное поражение? Ругаете ли? Что, по-вашему, может стимулировать его не отчаяться, а сделать правильные выводы и в следующем соревновании победить?
– Поддерживаю и даю понять, что жизнь состоит из взлётов и падений. Чтобы стать сильнее, надо научиться падать и вставать, уметь анализировать промахи и ставить сложные задачи. Так как, когда легко, жить неинтересно. Интересно – когда борьба. А ушу – это борьба. Но иногда и ругаю – это тоже стимулирует.

– Безусловно, серебряная медаль Александра Бисинова на чемпионате Европы – это тренерский успех. Какие еще победы учеников Вам запомнились? На каких соревнованиях выступали Ваши подопечные?
– Всегда буду помнить победы своих учеников и гордиться ими. Среди них мастер спорта, восьмикратная чемпионка России по ушу-саньда, чемпионка Европы 2003 года Екатерина Горбунова; мастер спорта, двукратный чемпион России 2003-2004 г.г. Вячеслав Пчела; КМС, победитель первенства России 2010-2011г.г., обладатель Кубка мира (Париж 2012 г.) Александр Илюшин; КМС, победитель и призер первенств и чемпионатов России 2008-2014 г.г., серебряный призер Кубка мира (Париж, 2012 г.) Дмитрий Альберт; КМС, победитель и призер первенств России 2015-2018 г.г., победитель международного турнира «Звезды ушу» 2018 г. Петр Иванов. Это победители и призеры первенств России и международных первенств Александр Лазарев, Никита Шевченко, Кристина Годунова, Вера Зиновьева, Таисия Ксениди, Григорий Кузьмин, Берик Султангалиев, Борис Хлынов, Владимир Малышкин, Борис Пестов, Александр Бисинов, Денис Юдин. Были и другие, но эти самые дорогие.

– Были ли у Вас сомнения в собственном таланте педагога? В какой момент Вы сказали сами себе: «Да, я настоящий тренер»?
– Сомнения были и сейчас остаются. Но я всегда знала, что моё призвание – учить детей. Человек должен заниматься в жизни тем, что умеет делать лучше всего. Мне легко даётся тренерство, здесь я как рыба в воде. Определённого момента, когда я поняла, что тренерство – это моя судьба, не было, просто я это, наверное, всегда знала.

– У вас помимо педагогической деятельности есть еще и общественные нагрузки. Расскажите об этой работе.
– Я депутат Думы городского поселения р.п. Средняя Ахтуба четырех созывов. Работаю в комиссии по молодежной политике. Занятие спортом - хорошая альтернатива для подрастающего поколения, особенно для детей из трудных семей. Нести культуру здорового образа жизни в массы - вот моя общественная цель.

Денис Ананьев.