zvezda - Научный подход с юных лет
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Жемчужина Поволжья - Волго-Ахтубинская пойма - раскинулась на территории трех районов Волгоградской области: Ленинского, Светлоярского и Среднеахтубинского. Чтобы сохранить уникальный природный оазис, в числе других мер необходимо проводить просветительскую работу с местным населением, экологическое воспитание школьников, нацеленное на формирование бережного отношения к окружающей среде. Не случайно в дошкольных и школьных учреждениях районов приоритетным направлением является экологическое образование и воспитание. Школьники не только участвуют в природоохранных акциях, но и ведут исследовательскую деятельность.

Уголок поймы – их лаборатория
Приоритетным направлением в деятельности школьного лесничества «Дубрава» при Куйбышевской школе является воспитание у ребят любви к природе Волго-Ахтубинской поймы. Его «подшефная» территория – это участок леса площадью 95 га. Здесь проходит большинство практических занятий, ребята из года в год ведут наблюдения за флорой и фауной. Другие объекты для мониторинга и исследований – школьный питомник, который был заложен в 2006 году, и школьный стадион, где были высажены различные древесные культуры.
Сначала в питомнике появились сеянцы дуба черешчатого, а потом на расширенной площади - тополь пирамидальный, ива плакучая и ива Матсуды, дуб красный, орех грецкий, туя восточная, можжевельник, каштан конский. Особенно интересной была работа по изучению каркаса западного. Это удивительное растение с причудливой корой, светло-зелеными листьями и плодами – маленькими костянками со вкусом финика. В течение нескольких лет группа ребят работала, стараясь получить сеянцы каркаса. Они приложили немало усилий, пока не добились результата и не поняли, что надо сеять его, как и каштаны, – осенью под землю. Сейчас аллея каркаса украшает одну из границ местного стадиона. В Куйбышевской школе сложилась традиция: каждый класс шефствует над деревьями и целыми аллеями, передавая свое «наследство» по окончании школы.
Куйбышевские школьники успешно занимаются эколого-исследовательской работой под руководством учителей биологии Марины Николаевны Гришиной, Ольги Владимировны Кащук, директора школы Виктора Дмитриевича Лагутина. Будучи человеком увлеченным и деятельным, он является вдохновителем многих начинаний.

Члены школьного лесничества «Дубрава» тесно сотрудничают с доктором сельскохозяйственных наук В.Д. Шульгой, директором Среднеахтубинского лесничества С.Н. Спицыным, директором Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» Н.Б. Лопанцевой, старшим преподавателем кафедры зоологии, экологии и общей биологии ВГПУ Н.И. Прилипко. Не раз становились победителями районных, областных, всероссийских конкурсов, которые проходили в Москве, Суздале, Твери, Туле, Белгороде. Неоднократно показали себя с лучшей стороны на традиционной Региональной научно-практической конференции учащихся и студентов «Молодежные экологические чтения». Конференция призвана стимулировать детей и молодёжь к изучению и сохранению окружающей природной среды, а также привлечению внимания общественности к проблемам экологии и рационального использования природных ресурсов региона. По мнению экологов, это одна из немногих в Волгограде научных площадок, на которой, прежде всего, школьники могут заявить о себе как об авторах собственных исследований и новаций в сфере экологии.
Темы исследований куйбышевских школьников таковы: «Оценка стабильности развития дуба черешчатого на территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», «Исследование почвы пришкольного участка», «Сохранение лесов на территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», «Формирование парковых дубрав на территории школьного лесничества» и прочее.
В настоящее время ведутся исследования и собирается материал о видовом составе древесных культур в Волго-Ахтубинской пойме и их изменениях. Как известно, исконно пойменное дерево – это дуб. Раньше дубы в изобилии произрастали в пойме, соседствуя с такими деревьями, как тополь черный, верба. Вкупе с другими пойменными растениями они формировали уникальную микрофлору, характерную для данной местности.
В последнее время произошли значительные изменения, связанные с рядом факторов. Традиционные породы деревьев вытесняются другими. Такими, как клен, ясень, акация белая, аморфа и другие. Ясень, который может произрастать и на дне пересыхающих ериков, и на возвышенностях, активно вытесняет дуб. Не менее агрессивным «захватчиком» является аморфа – кустарниковое растение семейства бобовых. Очень быстро распространяется в лесных массивах, особенно на берегу водоемов, делая их практически непроходимыми. В результате берег, на котором раньше располагался пляж, место для рыбалки и отдыха, меняется кардинально.
Таким образом, опираясь на многолетние наблюдения и анализ, школьники могут дать рекомендацию, какие деревья необходимо воспроизводить в пойме для того, чтобы сохранить ее естественную микрофлору и обличье.

В одном парке – пять парков
Бурковская школа является региональной инновационной площадкой по экологическому воспитанию школьников. Причем работа в этом направлении ведется более двадцати лет под руководством директора В.С. Червенко.
В 2006 и 2007 годах школа стала лауреатом конкурса инновационных школ, получив премию губернатора Волгоградской области. В 2008 году удалось получить уже премию Президента РФ в размере одного миллиона рублей. Благодаря этой поддержке работа в заданном направлении продолжилась, при школе появился ландшафтный парк. Это одновременно и красивый уголок, и «зеленый класс», где проходят уроки биологии, ведется мониторинг, часто бывают гости – ученики из других школ.
Становление системы экологического образования в стенах Бурковской школы ведется по теме «Ландшафтный парк как эффективный инструмент повышения уровня экологического образования и воспитания школьников».
Ландшафтный парк был заложен в 2005 году в рамках сотрудничества с Природным парком «Волго-Ахтубинская пойма» и разместился он на площади 1,53 га. Включает в себя пять зон, где в миниатюре представлена растительность пяти природных парков Волгоградской области: Щербаковского, Донского, Волго-Ахтубинского, Эльтонского, Нижне-Хоперского. Главная задача его создателей - показать характерные для каждого природного парка черты флоры, отличающие его от остальных. Растения привезены из мест естественного обитания и акклиматизированы. В общей сложности, на территории ландшафтного парка высажено более 150 деревьев и кустарников. Это береза, дикие яблони и груши, боярышник, шиповник, дуб, клен татарский, вяз, осина, тамариск и спирея, тополь черный, можжевельник, барбарис, ракитник, липа, черемуха, роза собачья, лещина и другие. Здесь есть степные уголки, которые ранней весной покрываются ковром ярко-желтых тюльпанов, и ярко-зеленые заливные луга, характерные для Волго-Ахтубинской поймы. Такое видовое многообразие предоставляет огромные возможности для мониторинга и изучения растений и природных зон.
С целью выявления и поддержки учеников, стремящихся к научной деятельности, в школе в 2018 году начало работать научное общество учащихся «ЭКОС». Первое мероприятие - научно-практическая экспедиции в экологический центр «Лещевский», расположенный в хуторе Лещев Ленинского района Волгоградской области. В этой поездке приняли участие 17 ребят - будущих исследователей. В ходе подготовки к экспедиции были определены четыре направления работы – историческое, филологическое, биологическое и химическое.
Во время поездки школьники посетили школьный комплексно-краеведческий музей, расположенный в Царевской средней общеобразовательной школе, побывали на обзорной экскурсии по городу Ленинску. В экоцентре «Лещевский» ребят встретили сотрудники Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
Экскурсии по экологической тропе, работа с природным материалом, наблюдение за птицами, посещение биостанции, на которой разводят редкие виды фазанов – все это входило в программу визита, которая была насыщенной и, несомненно, интересной и полезной для школьников и преподавателей.
Научную и исследовательскую работу ребята ведут под руководством учителей Г.П. Мартыненко, В.В. Кутнюк, С.В. Рыбян, А.Н. Шевцовой, И.В. Юровой, С.А. Вундер, И.А.Чумаковой. Свои изыскания юные экологи представляют на школьной ученической конференции, которая проводится в рамках итогового заседания научного общества учащихся. В течение года школьники - участники научного общества - работали с учителями над различными проектами, выступали на уроках, семинарах, конференциях. Принимали активное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, Всероссийской олимпиаде школьников.

Не так давно на межрайонной научно-практической конференции «Молодежные экологические чтения», в номинации «Животный мир Нижнего Поволжья», победу одержала учащаяся Бурковской школы Варвара Кутнюк. Она представила исследование о непарном шелкопряде – вредителе лесов Волго-Ахтубинской поймы. В работе подробно излагается материал о стадиях развития непарного шелкопряда, анализируются условия жизни и методы борьбы с вредителем. Сообщается об акциях, которые провели школьники в рамках борьбы с вредителем. Практический итог - десятки спасенных в Волго-Ахтубинской пойме деревьев.
Большую исследовательскую, аналитическую работу провела ученица Бурковской школы Лидия Агапова на тему «Ерик Бурковский. Физико-географическая и гидрологическая характеристика». Исследование опирается на двадцатилетний мониторинг объекта и имеет целью дать комплексную оценку нынешнего состояния водоема. Подробно описываются мероприятия по экологической реабилитации ерика, которая началась в 2016 году. Расчистка водоемов – часть комплексной работы, которая входит в систему мероприятий по реабилитации Волго-Ахтубинской поймы, проводимой в регионе с 2014 года.
В Волгоградской области ведется масштабная работа по формированию системы непрерывного экологического образования и просвещения, вовлекающая в процесс образовательные учреждения разных уровней. Огромное внимание в этом отношении уделяется сельским школам, где создаются оптимальные условия для исследовательской деятельности в сфере экологии.

Валентина Дорн.