zvezda - Нацелен на созидание
Menu
.
RSS
A+ A A-

Старейший приход Среднеахтубинского района обрел нового настоятеля

Около пяти месяцев назад настоятелем храма Покрова Божией Матери в р.п. Средняя Ахтуба стал известный волгоградский священнослужитель, протоиерей Олег Кириченко. Отец Олег прошел большой путь церковного и общественного служения.
Родился будущий пастырь второго июня 1964 г в Днепропетровске (Украинская ССР). В 1987 г. окончил исторический факультет Днепропетровского государственного университета. В 1991 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук.

В праздник святой Троицы 1997 г. архиепископом Волгоградским и Камышинским Германом был рукоположен в диакона, а 13 июля – в сан священника. После рукоположения был назначен наместником Иоанно-Предтеченского прихода в г.Волгограде и принимал участие в воссоздании на Центральной набережной областного центра первого православного храма Царицына – церкви св. Иоанна Предтечи.
С 1998 г. - духовный наставник казаков Волгоградской области. Имеет офицерский чин – казачий полковник.


Являлся благочинным Центрального церковного округа и ответственным за взаимоотношения Церкви и общества Волгоградской епархии.
По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа представлял Волгоградскую епархию в Общественной палате Волгоградской области III, IV и V созывов. В V созыве Общественной палаты Волгоградской области возглавлял комиссию по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и делам казачества.
За достижения, получившие значительный положительный общественный резонанс, создание новых крупных культурно-просветительных проектов, в 2011г. стал лауреатом Государственной премии Волгоградской области. В 2014 г. награжден медалью Волгоградской области «За развитие и укрепление казачества в Волгоградской области».
Женат. Супруга - матушка Евгения. Трое детей: Екатерина, Герман и Алексей.
Накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы мы побеседовали с батюшкой.

- Отец Олег, расскажите о себе, о своем жизненном пути.
- Родился и вырос я на Украине. Была одна большая страна, где все жили мирно и дружно, русские и украинцы считали себя одним народом, не было никаких языковых и иных проблем. То, что сейчас видим мы на Украине, болью отзывается в сердце. В годы моей юности, в годы взросления и в кошмарном сне не могло никому присниться то, что сегодня происходит на моей малой родине.
На берегах Днепра прошли мои детство и юность, состоялось взросление. Именно в Днепропетровске познакомился я с будущей моей супругой, матушкой Евгенией, в то время студенткой Днепропетровского художественного училища им. Е.В. Вучетича. Будучи родом из Волгограда, она приехала в Днепропетровск для получения художественного образования (в то время образовательных учреждений, готовивших художников, в СССР было не так много. Одно из них - в Днепропетровске).
Мы поженились в 1987 году. В условиях советских реалий никаких перспектив на жилье мы не имели. Жили вместе с моими родителями. А затем приняли решение переехать в Волгоград. В это время здесь, на берегах Волги, в 1991 г. начал работу Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского, основанный Александром Ивановичем Половинкиным. В университете я проработал до 1997 года. 13 июля, в день рождения моей мамы, я был рукоположен в сан священника. 1 августа 1997 г. определен на служение в часовню на Центральной набережной, посвященную Иверской иконе Божией Матери. С диаконом Григорием Пеньковым (ныне покойным), мы служили здесь, «намаливали» это место. В 1998 году приступили к строительству Иоанно-Предтеченской церкви. В 2001 году храм открыл свои двери, и на Пасху вместе с о.Григорием мы совершили в нём первую службу. Церковь эта не новодел, она была воссоздана близко к её историческому месту по древним чертежам, которые владыка Герман получил в 90-х г.г. из Санкт-Петербурга. Единственное отличие от древнего храма - цокольный этаж, которого не было и не могло быть в 1674 году. Вообще церковь Иоанна Предтечи построена на этом месте в 1558 году – деревянная. А в 1674 году была перестроена в каменную. В 1704 году пристроен придел апостолов Петра и Павла. И в таком виде Церковь с 1704 по 1932 год существовала. Но потом, как и многие наши святыни, была разрушена. Воссоздание стало возможным благодаря Е.П. Ищенко, на тот момент депутату Государственной Думы РФ.
Моё назначение в Среднюю Ахтубу произошло в апреле 2021 г., вскоре после кончины глубоко уважаемого мною протоиерея Иоанна Симоры. Первую службу в качестве настоятеля я совершил здесь в канун Пасхи, в Вербное воскресенье. Таким образом и началась моя настоятельская деятельность в храме Покрова Божией Матери поселка Средняя Ахтуба.

- Когда религия появилась в Вашей жизни? С чего всё начиналось?
- Путь к религии, на мой взгляд, был у меня вполне целенаправленный. Сегодня я бы даже сказал так: промыслительный. Современному молодому человеку трудно представить, что в определённые годы в нашей стране существовала реальная проблема так называемого книжного дефицита. Чтобы заполучить томик известного художественного произведения, нужно было сдать, как минимум, 20 кг макулатуры. Литература же религиозного содержания была недоступна абсолютно. Будучи школьником, я ездил в читальный зал Днепропетровской областной научной библиотеки, где делал выписки из книг, так или иначе излагавщих содержание различных религий. Нельзя сказать, что интересовался я исключительно христианством. Было интересно всё. До сих пор у меня сохранилась коллекция исписанных общих тетрадок, где собраны сведения о самых разных религиях: христианстве, исламе, индуизме, буддизме. Даже о синкретических религиях Африки. Тетради имеют названия: «Иисус Христос», «Мухаммед», «Будда (Шакьямуни)» и т.д.
Я собирал знания о религии по крупицам, сводил воедино, чтобы сложить для себя определенную систему. Это однозначно говорит о том, что интерес к религии у меня был. И сильный интерес. Хотя семья, конечно же, была не воцерковлена. Мама при случае могла перекреститься, могла пойти в церковь на праздник (при этом чтобы никто не видел). Отец в храм тогда не ходил. Но и никогда не был против Бога, против Церкви. И матери не препятствовал. В то же время молитва в доме не звучала. По крайней мере, мы, дети (я и мой старший брат Владимир), этого не видели. Но всё же, анализируя сегодня, считаю, что воспитывались мы с братом в христианском православном укладе.
- Расскажите об общественной стороне Вашей деятельности.
- Двадцать лет я окормлял казачество Волгоградской области: как реестровое, так и общественников. От воцерковления современного казачества зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны или оно будет постепенно деградировать и исчезать, останется один лишь фольклор.
Имея в течение 20 лет непосредственное отношение к теме взаимодействия Церкви с казачеством, я утвердился в том, что серьезнейшей проблемой в этом плане является поверхностное восприятие многими казаками (особенно среднего и старшего возраста) религиозной веры скорее в качестве ритуальной традиции, нежели смысложизненных и фундаментальных основ казачьей жизни. Как ни печально, у представителей среднего и старшего возраста мы до сих пор наблюдаем определённую инертность в вопросах воцерковления. Свое нахождение в лоне Церкви казаки очень часто понимают утилитарно – как охрану церковных объектов. А вот участие в церковных таинствах при этом отходит на второй план. Да, казаки участвуют в праздничных богослужениях, молебнах, крестных ходах, но делают это в большинстве своём, отдавая дань традиции или по обязанности, а не по порыву души. К великому нашему сожалению, не спасение души и обретение жизни вечной, а мир сей с его искушениями и соблазнами превалирует в душах современных казаков. В силу своих возможностей я со своими единомышленниками старался изменить данное положение дел. Однако всё двигалось с огромными усилиями. Далеко не всё получилось…
В качестве ответственного за взаимоотношения Церкви и общества Волгоградской епархии, а также в качестве председателя комиссии Общественной палаты я имел многочисленные контакты со многими представителями неправославных религиозных организаций, которые находятся в Волгоградской области, в том числе с мусульманами, проживающими в Волжском. С муфтием Центрального духовного управления мусульман Волгоградской области имамом Абдулла-хаджи Кифах Бата мы до сих пор поддерживаем самые теплые личные отношения. Это общение не затрагивает религиозную догматику: каждый из нас с трепетом относится к собственной религии. Но в многонациональной Российской Федерации, где мусульманство является второй по значимости религией, непонимание между Православием и Исламом может стать смертельно опасным, а взаимопонимание может принести прекрасные плоды. С мусульманами Волгоградской области мы старались объединить наши усилия в делах милосердия, в борьбе с равно неприемлемыми для нас явлениями – духовным растлением народа, пропагандой разврата и насилия.
Когда между мусульманами и казаками возникали определенные трения (а это было), мы вместе выезжали на место и выясняли причины ссор, мирили, и чаще всего всё заканчивалось благополучно.

- Какие у Вас впечатления о Среднеахтубинском приходе?
- Конечно же, то, что здесь сделано трудами моих предшественников, вызывает восхищение. Проведена огромная работа. Отец Петр Симора и отец Иоанн Симора, два брата, два подвижника, сыграли огромную роль в созидании, в становлении приходской жизни. Конечно, мы благоговейно относимся к памяти о. Иоанна, моего непосредственного предшественника. Человек был незаурядный. Очень много его духовных чад и сейчас приходят, мы с ними общаемся, стараемся, чтобы никто не ушёл, чтобы все оставались вместе в одном приходе.

- Какие уже успехи достигнуты на новом месте, чего не хватает, с какими проблемами сталкиваетесь, каковы планы и цели?
- В условиях коронавирусной инфекции многие люди сидят сегодня дома, в церковь идти боятся. И это не может не сказываться на материальной стороне содержания прихода. Возникают проблемы, требующие определённых, по нынешним меркам, немалых затрат. Пора перекрывать крышу над воскресной школой, обновления, покраски требует фасад храма. Необходимо привести в порядок двор: совсем уже он разбился и, безусловно, нуждается в асфальтировании. Конечно, ищем благодетелей, таких людей, которые могут нам помочь. Со смертью о.Иоанна Симоры часть прежних благотворителей рассеялась. Но за счет одних лишь собственных средств всего необходимого нам не осилить. Только ремонт крыши воскресной школы стоит около 700000 рублей. Большие деньги. Думаем, как найти. Но самое главное - это сплочение нашей церковно-приходской общины.
В настоящее время прихожане испытывают недостаток общения со священниками из-за их занятости. Существует недостаток общения и между самими прихожанами. Они хотели бы, но нет условий для взаимного знакомства. Отсюда некая отчужденность, отсутствие братской любви, взаимного внимания и возможности оказания помощи нуждающимся. Прихожане не знают проблем прихода. Может, и хотели бы, но не знают, в чем могут помочь приходу. Отсутствует активная молодежная группа. Нужно ее создавать. Мы уже собирались с некоторыми представителями молодого поколения и обсуждали, каким образом активную православную молодежь привлечь в приход. Я хочу, чтобы наш храм был молодежным. Для этого мы отремонтировали воскресную школу, провели высокоскоростной интернет. Верю, что в новом учебном году ребятам радостно будет заниматься в отремонтированных своими руками классах. В планах - реконструкция детской площадки у храма. В будущее наш приход смотрит с оптимизмом.

Александр Сатин.