zvezda - Товары пошли по сети
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

По данным Ассоциации компаний Интернет-торговли, с начала этого года рынок дистанционной торговли в России вырос более чем на 40 процентов

Аналитики связывают это не только с пандемией, но и с изменением потребительских привычек. Проще и удобнее найти товар в интернете и дождаться, когда его тебе доставят на дом. Не нужно ходить по магазинам, стоять в очередях и долго выбирать что-то из ассортимента, который иногда даже нельзя сразу заметить. Кроме того, владельцы при онлайн-покупках предоставляют систему скидок и бонусов. Им не нужно тратиться на аренду и содержание торговых залов, заработную плату продавцам и другое, поэтому зачастую товар в интернет-магазине дешевле, чем в торговом центре. В прошлом году оборот Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркета» вырос на 108%, до 721 млрд рублей.

Магазин не на диване, а в телефоне
Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: на конец 2020 года в мире насчитывалось почти 10 млрд смартфонов, компьютеров и планшетов, подключенных к интернету. Это уже превышает население Земли. Сегодня абсолютный лидер онлайн-торговли – Китай, но и в России этот бизнес набирает обороты.
Онлайн-способом россияне покупают электронику, бытовую технику, одежду, товары для дома и сада, лекарства, одежду, обувь, продукты питания, приготовленную еду – все, что может потребоваться человеку. Эксперты сделали вывод, что в последнее время люди при покупке чаще пользуется мобильным телефоном, а не персональным компьютером. Прогнозируется, что к концу 2021 года количество «мобильных» продаж возрастет до 73%.
Приложение в телефоне - это витрина и онлайн-касса в одном. Оно представляет собой специальный софт, который адаптирован для работы на смартфонах и других портативных гаджетах. В контексте интернет-магазина позволяет совершать все ключевые функции: поиск товара, добавление в «избранное», сравнение, оформление заказа. Через приложение чаще всего формируют заказы авторизованные пользователи. Это позволяет продавцу делать им персональные предложения, предлагать дополнительные бонусы и внедрять индивидуализированные скидочные программы, увеличивая средний чек. С помощью уведомлений покупатель узнаёт о скидках, акциях, других программах лояльности.

Скатерть-самобранка на современный лад
Каждая хозяйка знает, сколько времени и сил порой отнимает закупка продуктов. Заказать их в интернет-магазине, конечно, проще, но есть и некоторые «минусы», о которых часто говорят покупатели. На сайте и в приложении ты можешь ознакомиться с составом продукта и даже почитать отзывы покупателей, но не можешь выбрать овощи и фрукты, визуально оценив их качество. Срок годности по заказу продавцы выбирают средний, а не самый большой. Не все продукты оказываются в наличии. При заказе онлайн могут позвонить и сообщить, что чего-то не хватает на складе. Как правило, предлагают альтернативу в том же ценовом диапазоне. Часто это бывает перед какими-нибудь значительными праздниками, когда большой спрос.
По итогам 2020 года более половины рынка онлайн-продаж продуктов питания в России пришлось на пять компаний. Первое место с оборотом 21,9 млрд рублей заняла X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), на второй строчке - «Сбермаркет» с 20,7 млрд рублей, третий - «Утконос» с 16,4 млрд рублей. Четвертое место по продажам продуктов онлайн в 2020 году занял «Вкусвилл» с оборотом 14,9 млрд рублей, на пятой строчке - Ozon, у которого на эту категорию пришлось 12,6 млрд рублей. В лидеры также вошла сеть Metro с оборотом 13,9 млрд рублей, Надо отметить, что перечисленные компании ведут разный бизнес. «Сбермаркет» - только сервисная компания, не управляющая товаропроводящей инфраструктурой, «Утконос» сам занимается закупкой, хранением и реализацией, федеральные сети контролируют всю цепочку.

Примерка может быть виртуальной
Страх столкнуться с мошенниками, заказать неподходящую вещь или получить то, что не соответствует изображению на картинке, подталкивает порой отказаться от онлайн-шопинга. Исключение составляют те случаи, когда покупатель может примерить и осмотреть заказанную вещь, а уж потом оплатить или без проблем вернуть предоплату. Один из крупнейших российских онлайн-ретейлеров, который на рынке уже 15 лет, -Wildberries. Одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и другие товары компания доставляет с собственных складов через пункты выдачи или курьером. В 2020 году оборот компании вырос на 96% по сравнению с 2019-м - до 437,2 млрд рублей, а число заказов - до 323,8 млн, достигнув 1,5 млн в сутки.
Ozon также в последнее время стремительно расширяет сеть пунктов самовывоза.
Первый интернет-гипермаркет в России начинал с торговли книгами. Сегодня 24% продаж Ozon приходится на электронику, остальное распределено между книгами, бытовой техникой, одеждой, косметикой, продуктами и прочими товарами.
AliExpress Россия остаётся самым посещаемым в России маркетплейсом с оборотом более 229 млрд рублей. На сегодняшний день он имеет 20 тысяч партнёрских пунктов выдачи заказов. Заказы начали выдаваться в отделениях «Связного», появились брендированные постаматы, управляемые логистическим оператором «Цайняо», и отделения на «Почте России».
В последнее время компании используют технологии, которые могут показать покупателям, как выбранный товар выглядит в реальной жизни. Крупнейшие бренды внедряют AR-технологии: например, ASOS показывает, как одежда выглядит на разных типах фигуры, а на Lamoda можно виртуально примерить кроссовки.
Заметный тренд - гибридные форматы, когда офлайн-супермаркеты и розничные сети переходят в онлайн и открывают целые зоны для самовывоза или оформления покупок через интернет. Другой пример сочетания офлайн- и онлайн-формата - магазины Amazon Go: клиент может купить любой товар без касс и продавцов с помощью приложения и камер с распознаванием лиц. В общем, есть все основания считать, что скоро появятся и другие технологии, позволяющие проще и приятнее совершать покупки.

Валентина Дорн.