zvezda - Во главе стоял исправник
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

В первый день весны отмечается очередная годовщина возвращения исторического названия органам внутренних дел

В России полиция появилась 304 года назад, в начале 18 века. За это время она пережила целый ряд реформ. Интересна история правоохранительных органов и в истории нашего родного края. При помощи документов и прессы заглянул в прошлое, увидел структуру полиции и узнал, чем занимались полицейские чины на территории Среднеахтубинской волости 132 года назад, в 1890-м году.
Полицейская система выглядела в то время так. Во главе стоял исправник - начальник полиции в уезде Российской империи, подчиненный губернатору. В распоряжении исправника находились становые приставы. Становой пристав заведовал станом - полицейско-административной единицей, состоящей из нескольких волостей. Становому приставу подчинялись полицейские урядники, отвечающие за свой участок, как правило, равный волости. В свою очередь, в подчинении полицейского урядника находились сотские и десятские из крестьян.


Вот, к примеру, как писала газета «Астраханские ведомости» о сдаче экзамена на чин урядника: «10 сего января, в присутствии г. Начальника губернии, генерал-майора князя Вяземского, управляющего казенной палатой губернского прокурора, начальника губернского жандармского управления, врачебного инспектора, губернского инженера, управляющего канцелярией губернатора, полицеймейстера и астраханского исправника, произведено испытание полицейским урядникам, обучавшимся в подготовительной школе для урядников, в течение 3 последних месяцев. Испытаниям подверглись урядники 5 выпуска, на все предлагаемые им устные вопросы: по инструкции полицейским урядникам, по врачебной и ветеринарной части, по уставу пожарному, строительному и путей сообщения они давали вполне обстоятельные ответы. Заданные г. Прокурором письменные работы признаны удовлетворительными. Всем названным лицам выданы свидетельства об успешном окончании ими курса».
Не зря такая высокопоставленная комиссия экзаменовала будущих урядников. Для каждой волости это был не последний человек, хотя и нижний чин уездной полиции.
В то время полицейские урядники помимо правоохранительных обязанностей выполняли функции и пожарной безопасности, и современного Роспотребнадзора. Знание ветеринарии им было необходимо для выявления тех болезней, которые передаются от домашних животных людям. Также требовалось знать признаки болезни, проявления и соблюдение предохранительных мер. Таким образом, полицейские были специалистами широкого профиля. В урядники брали из всех сословий. И в данном случае человек из самых низов имел возможность сделать хорошую карьеру.
Должность полицейского урядника была учреждена 9 июня 1878 года. На этих полицейских чиновников легла основная тяжесть производства дознаний по уголовным делам и многие, многие другие обязанности: наблюдение за поведением обывателей во время церковных служб, пресечение слухов, контроль за ношением оружия, исполнением правил питейной торговли (продажа спиртного с 7.00 и до 22.00 (в селах) в будние дни, в праздничные и воскресные - по окончании литургии; и пр.
В 1890 году в Царевском уезде место уездного исправника было вакантным. Годом ранее во главе Уездного полицейского управления стоял уездный исправник, титулярный советник Антон Иванович Новицкий. Само управление состояло из исправника, его помощника Дмитрия Ивановича Журомского и секретаря Александра Ивановича Серебрякова и столоначальника Петра Ивановича Добросердова.
Царевский уезд делился на три стана с центрами: в слободе Владимировке (становой пристав Петр Федорович Остроумов), слободе Рахинке (становой пристав Константин Иванович Михайлов) и слободе Николаевской (становой пристав Николай Алексеевич Зодиев).
Наша Среднеахтубинская волость относилась ко 2-му стану.
Судя по новостям позапрошлого столетия, полицейским урядникам скучать не приходилось. Происшествия в то время были такого рода: кражи, конокрадство, пожары, покушения на убийство, хождение фальшивых монет.
Вот примеры криминальной хроники того времени: «Убийство. В Царевском уезде, 9 января, в 70 верстах от села Средне-Ахтубинского, на степном хуторе крестьянина Бориса Мещерякова найдена убитой крестьянка Анна Мещерякова, 22 лет. На трупе оказалось 22 раны, нанесенные железными вилами. В убийстве обвиняется деверь ее Андрей Мещеряков, 18 лет, который 16 января найден мертвым в колодце с туго затянутым на шее шарфом».
Или: «Обнаружение хлыстов. В Царевском уезде в г. Цареве, 13 января, в доме мещанина Андрея Колобыхина задержаны во время моления 19 человек хлыстов, из них 7 мужчин и 12 женщин. Мужчины были одеты в длинные белые коленкоровые рубахи и такие же порты, женщины же в белые кофты, при таких же фартуках и платках. Комната, в которой находились хлысты, была обставлена иконами и освещена 2 восковыми свечами, а в углу стоял столик, покрытый белым покрывалом с нашитым на нем из материи крестом, на котором лежал медный крест. Кроме того, тут же находились Евангелие, Псалтырь и книга без цензуры под заглавием: сокращение жизни Св. Амвросия Медиоланского, извлеченное из повествования пресвитера Павлиана».
… «В Царевском уезде, 3 апреля, на участке крестьян сел. Средне-Ахтубинского Кочергиных задержаны калмыки Малодербетевского улуса Уту Насанов, Дорджи Абушаев и другие с 4 лошадями, похищенными у крестьян Кирилова и Кочкина»… «В Царевском уезде: в сел. Средне-Ахтубинском в первых числах ноября из амбара крестьянина Михаила и Дмитрия Костяковых чрез подбор ключей и отмычек похищено 120 пуд. пшеницы, 15 пуд. горчицы и 3 мешка проса, всего на сумму 111 руб. 75 коп.».
Настоящим испытанием для полиции в Средней Ахтубе стали беспорядки 5 июля 1892 года. Накануне местный урядник Белитченко принял все меры по нераспространению холеры в поселке. До населения были доведены санитарные правила. Было выделено место под особое кладбище для умерших от холеры. Был введен запрет на отпевание в церкви. Хоронили в закрытых гробах. Делали дезинфекцию. В этот период поселок наводнили «бурлаки» из Астрахани числом около 1000 человек. Они вели асоциальный образ жизни и стали устраивать беспорядки. Полиция пыталась взять ситуацию под свой контроль. Первая стычка полиции с бурлаками состоялась 3 июля. Зачинщики были арестованы. А уже через два дня обезумевшая толпа решила освободить задержанных. 5 июля 1892 года урядник Белитченко и сотский Алаторцев приняли неравный бой, обороняясь в здании волостной управы (ныне здание финуправления), где и содержались задержанные. Стражи порядка были вооружены револьвером и берданкой. Разъяренная толпа бурлаков на базарной площади (ныне парк) линчевала полицейских на глазах их жен и детей, которые умоляли о пощаде. В Среднюю Ахтубу на следующий день были введены войска. Активные участники расправы над полицейскими подверглись военному суду. Пятерых приговорили к смертной казни через повешение, четверых к вечной, бессрочной каторге, пятерым дали 15 лет каторжных работ, семерых отправили в исправительные арестантские роты от 2 до 3 лет, трое получили полгода тюремного заключения.
Следующим тяжелым этапом для полиции стал 1918 год. После Октябрьской революции 1917 года урядников, сотских и десятских упразднили. С 4 по 6 ноября 1918 года в Царицыне состоялось заседание Коллегии Отдела по борьбе с контрреволюцией Царицынской губернской чрезвычайной комиссии. На комиссии приняли решение «за активное участие по охране царского режима, то есть служивших в старой полиции - царской гвардии гнёта и насилия, зачислить в рабочую дружину для принудительных работ впредь до полной ликвидации контрреволюционных вооружённых выступлений в пределах Российской республики». В числе арестованных заложников нового режима оказались и бывшие полицейские Среднеахтубинской волости. Хотя полицейские занимались охраной правопорядка в сложном многонациональном, многоконфессиональном районе, по сути они служили не столько царю, сколько на благо местного общества. Тех, кто служил в полиции непродолжительное время, от ответственности освободили, а остальным присудили обязательные работы в Царицыне.
Таков краткий экскурс в трудовые будни царской полиции.

Александр Сатин.