zvezda - Школе имени Максима Горького 60 лет
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

О тех, кто стоял и стоит у штурвала корабля в океане образования

Текущий учебный год – юбилейный для МОУ СОШ №3 р.п. Средняя Ахтуба. Шестьдесят лет – солидная дата, когда приобретенный жизненный опыт позволяет не только гордиться победами, но и сделать нужные выводы из случившихся неудач.
Каждая школа – отдельное государство, живущее по своим законам; мир, в котором детская непосредственность компенсирует подростковый максимализм, а мудрый всевидящий взрослый при этом не нарушает правил установленной игры, но зорко следит за всеми ее участниками.
Бесспорно, залог успешного развития любого государства – руководитель: справедливый, сильный, неравнодушный. Директор школы – особая должность, где нет более или менее важных вопросов: будь то учебный процесс, организация воспитательной работы, обеспечение хозяйственной деятельности и многое другое, что ложится на плечи того, в чьей трудовой книжке записано «Принят на должность директора».
За 60 лет истории существования школы им. М. Горького ключ от кабинета директора, как символа абсолютной власти над школьным государством, передавался девять раз. Каждый из руководителей Горьковской школы – несомненный лидер, внесший свой вклад в развитие и успех подведомственного учреждения.

   

 Михаил Андреевич Великородов, участник Великой Отечественной войны и войны с Японией, был первым директором школы им. Максима Горького. Под началом Михаила Андреевича осуществлялось строительство нового здания школы. Первые горьковчане учились в здании современного Центра социального обслуживания населения по Среднеахтубинскому району, а в 1963 году новая школа торжественно распахнула двери для своих учеников.
М.А. Великородов осуществлял руководство школой с 1963 по 1965 годы, а после здесь же работал учителем химии. Увлеченный этой наукой, Михаил Андреевич оборудовал кабинет и организовал исследовательскую деятельность в этом направлении.
В 1965 году на должность директора школы назначен Иван Федорович Мельников.

В последующие восемь лет (с 1965 по 1973 годы) на территории школы посажен фруктовый сад и построен стадион. Ученики становятся активными участниками полевых работ в совхозе «Ахтубинский». Производственная бригада юных аграриев на собственном опыте постигает славный, но нелегкий сельскохозяйственный труд. В 1973 году Иван Федорович «передает эстафету» и до 1976 года продолжает работать в школе учителем истории.
Развивать новую школу продолжил Александр Иванович Ефремов, являвшийся директором с 1973 по 1975 годы.

Имея звание «Заслуженный учитель РСФСР», Александр Иванович заботился о том, чтобы юные горьковчане умели не только обрабатывать землю и собирать урожай, но и могли с честью защитить Родину, если бы это понадобилось. Под его руководством был оформлен кабинет по начальной военной подготовке, построен тир. Бессменным военным руководителем школы и учителем географии А.И. Ефремов был в период с 1975 по 1991 годы. Коллеги, работавшие с Александром Ивановичем, вспоминают его не только как человека с большим чувством юмора, но и как строгого и справедливого военрука.
В 1975 году должность директора школы заняла Татьяна Михайловна Волкова.

Заслуженный учитель РСФСР, отличник народного образования, убежденный коммунист и замечательный человек. Её уроки истории и обществознания – понятные и живые – всегда воспитывали Личность.
Более 16 лет проработала Татьяна Михайловна директором Среднеахтубинской школы имени Горького. С её именем связаны многие страницы школы: высокие достижения в учебе и труде, славные дела пионеров и комсомольцев школы, передовые позиции в социалистическом соревновании, удивительный по красоте и размаху учебно-опытный участок, единственная в районе мастерская по машиноведению, созданная совместно с заслуженным учителем РФ В.Н. Балдиным, производственная бригада «Соколята», опытные помидорные поля… В школе имени Горького 28 числа каждого месяца (по дате рождения писателя – 28 марта) проводились знаменитые горьковские дни с почетным караулом у портрета писателя, с пионерскими сборами и комсомольскими собраниями.
Дважды директором Горьковской школы становился Александр Павлович Орешкин: с 1991 по 1992 годы, а также с 1997 по 2000 годы. Царившая в стране «перестройка» меняла не только географические границы страны и политический строй, но и сознание людей. Все учились жить в новых экономических условиях. Школа училась выживать. Под руководством Александра Павловича открываются платные занятия, позволявшие привлечь в образовательную организацию внебюджетные финансовые средства.

В этот же период вводится дополнительное обучение по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства категорий «В» и «С».
Новое время требовало от руководителей образовательных учреждений особого отношения к образовательному процессу. Директором школы до 1997 года трудится Виктор Дмитриевич Лагутин. Директор-новатор, учитель географии, неутомимый путешественник в лучших традициях русского географического общества: во главе с учителем школьники побывали во всех знаменательных местах Волгоградской области, изучая родной край и восхищаясь им.
С именем Виктора Дмитриевича связано создание в школе имени М. Горького классов сельскогохозяйственного лицея как филиала Волгоградского сельхозинститута (инженерные, агрономические классы). Многие выпускники лицейских классов продолжили учебу на профильных факультетах вуза, став специалистами, вернулись работать в родной район.
За многолетний труд и высокую результативность своей работы Виктор Дмитриевич Лагутин награжден знаком Министерства образования РФ «Почетный работник общего образования Российской Федерации», Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Новый век, новые образовательные тенденции. Для достижения поставленных целей необходимыми качествами для руководителя становятся гибкость, энергичность, умение быстро (иногда молниеносно) реагировать на изменяющиеся условия поставленных задач.
Ирина Михайловна Гусева, несмотря на небольшой период пребывания в должности директора школы имени М. Горького (2000 – 2001 годы), начала техническую модернизацию: приобретались компьютеры, горьковчане осваивали компьютерную грамотность и курс «Пользователь ЭВМ». При этом Ирина Михайловна всегда большое внимание уделяла вопросам здоровья молодого поколения – были открыты классы с углубленным тренировочным процессом по физической культуре; школа активно участвовала в спортивных мероприятиях различного уровня.
Владимир Валентинович Гусев с успехом продолжил начинания Ирины Михайловны. Развивая заданные направления, он разработал программу «Здоровье», которая была признана лучшей в районе.
В 2003 году директором школы им. М. Горького становится её выпускница – Н.Ф. Мокрушина. Вот уже почти 20 лет Надежда Фадеевна на своем боевом посту. Сделано немало: наша школа является базовой по охране труда и профилактике дорожно-транспортного травматизма, в 2006 году коллектив горьковчан стал победителем областного конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии. «Горьковская» – активный участник различных национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных программ, благодаря которым в школе созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, полностью модернизирована столовая в филиале школы в п. Колхозная Ахтуба, установлены энергосберегающие оконные блоки.
За последние 4 года в рамках проектов «Точка роста», «Цифровая образовательная среда» оснащены кабинеты химии и биологии, полностью оборудован современной техникой кабинет информатики.
За многолетний добросовестный труд Надежда Фадеевна Мокрушина награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.
Учащиеся не отстают от своего школьного лидера и также поднимают авторитет родного учебного заведения в различных состязаниях не только на уровне района и области, но и за ее пределами, не забывая при этом, что это не только их собственная заслуга, но и учителей-наставников.
Время неумолимо бежит вперед. Поколения сменяют друг друга, не нарушая главный закон жизни. Несомненно, каждый из тех, кто примерил на себя нелегкую ношу директорства, человек сильный, принципиальный, волевой, но с большой открытой душой и безмерно добрым сердцем. Мы, горьковчане, всегда будем помнить тех, кто стоял и стоит у школьного штурвала, направляя свой корабль в верном фарватере океана образования.

Послесловие.
Нам, юбилярам, есть о ком и о чём рассказать. Конечно, в первую очередь, мы обязаны отдать должное людям, которые в разное время были в роли главы большой семьи горьковчан. Но ведь есть у нас и другие таланты. Эта статья – только первый message нашего публицистического блога.
Так что продолжение следует…

Валентина Горобец, Ольга Манойлина.