zvezda - С целью духовно-нравственного развития
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Обучающихся просветили на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»
В феврале в школе №4 г. Краснослободска состоялось районное методическое объединение учителей, преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Несмотря на то, что этот предмет введён в курс школьного образования с 2012 года, у учителей порой возникает немало вопросов к методике его реализации. Ведь нельзя одинаково преподавать предметы культуры, тем более религиозной, и другие школьные предметы. Поэтому основная задача районного методического объединения учителей – это обмен опытом и организация методической, консультационной помощи в проведении уроков ОРКСЭ для духовно-нравственного развития обучающихся. Актуальна и тема семинара – историческое просвещение обучающихся на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».

С приветственным словом к участникам районного семинара обратились старший методист информационно-методического отдела районного комитета по образованию Л.Л. Старкова и директор школы И.В. Небыкова.
Для участников районного семинара руководителем школьного краеведческого музея Н.А. Глаголевой была организована экспозиция «Православие на родной земле». Среди экспонатов - кресты нательные, меднолитные XIX-XX века, найденные на территории Волгоградской области отрядом поисковиков, открытка художника А. Михайлова «Никольский храм в г. Краснослободске» из серии «Святыни Волго-Донского края», семейная реликвия - старинная икона «Святителя Николая», Евангелие и «Жития святых» XIX века, тексты православных молитв, написанные вручную и напечатанные на машинке ещё в советское время и другие.
Эмоционально настроиться на работу педагогам района помогли обучающиеся 3а класса под руководством учителя И.И. Коровиной. Они представили литературно-музыкальную композицию «Звонят, звонят колокола России». Далее учителям района был представлен информационный блок. В докладе «Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках «Основы православной культуры» (автора этих строк) были раскрыты возможности интеграции событий Великой Отечественной войны с предметным содержанием уроков православной культуры. Приводились факты из событий Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, о вывезенных и уничтоженных фашистами культурных ценностях нашей Родины, о том, почему Великую Отечественную войну с первых дней назвали священной. Обращалось внимание на важность формирования вывода у младшеклассников, что война может быть справедливой, если ведётся «за алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою Родину и за её святыни. Цикл уроков объединяла важная мысль: «Мы – наследники Великой Победы. Значит, наша задача - сохранить и приумножить то наследство, которое защитили наши предки в годы Великой Отечественной войны и передали другим поколениям и нам».
В выступлении «Использование методов обучения по историческому просвещению обучающихся на уроках «Основы православной культуры» учителя начальных классов О.В. Романенко акцент делался на то, как использовать историческое содержание для наиболее эффективного осмысления его школьниками на разных этапах урока при подборе домашнего задания, организации проектной и исследовательской деятельности. Были представлены методы работы с текстом, составление таблицы опорных слов, кластера, синквейна, ассоциаций к изучаемому понятию, приведены примеры по развитию познавательного потенциала школьников с помощью приемов: «Анаграммы», «Фишбоун», «Знаю - хочу узнать - узнал», «Домино» и других.
Практическим воплощением темы семинара по историческому просвещению обучающихся стало проведение открытого урока и фрагментов уроков. Учитель начальных классов Л.Е. Кучеренко в 4а классе провела для гостей открытый урок в форме совместного исследования «Как христианство на Русь пришло?». Под руководством учителя школьники определяли тему исследования, уровень своих знаний по теме «Крещение Руси», этапы исследования на основе исторического документа «Повесть временных лет», составляли кластер «Значение принятия христианства на Руси». Эпиграфом к уроку стали слова Л. Гумилева: «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю». Благодаря проведённому исследованию на уроке обучающиеся, подводя итог, смогли аргументированно объяснить значение этого высказывания.
Директор школы И.В. Небыкова, как учитель истории, показала участникам районного семинара фрагмент урока в 5а классе по использованию краеведческого материала при изучении темы «Колокольный звон – это голос Родины». На нём обучающиеся обсуждали виды и значения колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон, перебор. Проведению урока предшествовала встреча обучающихся с настоятелем прихода Святителя Николая в г. Краснослободске, участие в мастер-классе со звонарём храма Л. Ананьиным. Ирина Викторовна в уроке использовала фотоматериалы, связанные с основанием х. Букатин (ныне г. Краснослободска), построением казаками первого храма. Это позволило обучающимся лучше узнать историю своей малой родины.
Учитель начальных классов Т.П. Семижонова провела фрагмент урока по теме «Подвиг». Введению в тему урока способствовал визуальный ряд портретов героев разных веков: Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова, Гули Королевой, Сергея Солнечникова, сопровождаемый рассказом об их подвиге. Ребята раскрывали значение слова «подвиг» через собственные ассоциации, работу со словарями, выделяли основные примеры подвига ради других, ради себя и ради Бога (что было новым важным открытием для них).
Во время проведения фрагмента урока по теме «Икона» обучающиеся 4б класса провели мини-исследование о том, какую роль играли иконы в истории нашего государства, в годы сражений и противостояния врагу. Учащиеся рассматривали события Куликовской битвы (1380 г.), стояние на реке Угре (1480 г.), народного ополчения Минина и Пожарского (1612 г.), Сталинградской битвы. Учащиеся начальных классов узнали о небесных покровителях русского воинства, о главном Храме Вооруженных Сил Российской Федерации - духовном символе России, прославляющий величайшую победу жизни над смертью. Его строительство завершилось 9 мая 2020 года, в день 75-летней годовщины Великой Победы. Результаты выводов оформлялись в форме таблицы «Хранимая Богом родная земля!».
Педагог-психолог школы А.А. Кузнецова провела с участниками семинара рефлексию в форме ПОПС-формулы: позиция, объяснение, пример, суждение. Все участники районного методического объединения учителей отметили, что районный семинар прошёл очень содержательно, представлен большой практический опыт, раскрыт воспитательный потенциал урока по формированию патриотизма и духовно-нравственного развития школьников через историческое просвещение. В адрес организаторов и педагогов школы прозвучали слова благодарности за высокий профессиональный уровень семинара.

Елена НАЗАРЕНКО, руководитель районного методического объединения учителей ОРКСЭ.