zvezda - Давайте поговорим…
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Тренингам и занятиям по развитию коммуникации, навыков общения в Краснослободской школе №2 уделяется особое внимание

Общение - одна из основных потребностей человека на всю жизнь. Каждый человек рождается не одиноким, у него есть мама и папа или хотя бы один родитель. В семье нас учат разговаривать близкие люди, мы продолжаем свою социализацию в детском саду, из школы выходим сформированной личностью, имеющей свои устремления, слабые и сильные стороны. От того, насколько успешно складываются взаимоотношения ребенка в школе, во многом зависит его дальнейшая жизнь.
«Привет, как дела?» - пишем мы в своем телефоне. «Все ок? Хорошо, рад за тебя, у меня тоже все норм», - отвечаем, добавляем милое или смешное видео и отправляем нехитрое послание в социальную сеть. Бесчисленные чаты, аватарки, социальные сети, видеоконференции, хештеги, смайлы, лайки. Переписка растянута во времени, постоянно меняющийся контекст, порою теряющаяся нить разговора, содержания и смысла. И мы, и наши дети давно отвыкли от беседы, разговора друг с другом без посредников, технической поддержки или помех современного интернета. И что теперь?
- Сегодня у меня все плохо….
- Что плохо? Настроение? Ты приболел? Тебя кто-то обидел?
- Не знаю, плохо и все….


Детям с большим трудом удается дифференцировать свои чувства, эмоции, понять причины происходящего, установить причинно-следственные связи, выразить вербально свои переживания и мысли. Ребята разучились слушать друг друга. Точнее говоря, прислушиваться друг к другу, наблюдать за реакцией собеседника, адекватно оценивать его эмоциональное состояние, сочувствовать, сопереживать, радоваться успехам друг друга, дружить. Мы все больше погружаемся сами в себя, замыкаемся в проблемах, становимся заложниками собственных переживаний, и нам кажется, что из этого тягостного состояния выхода нет. А ведь когда-то мы умели разговаривать без слов, нам было комфортно и тепло просто помолчать всем вместе в уютной компании, если не рассказывать, то просто послушать других.
Сегодня тема общения постоянно звучит и в тревогах ребят: мне не с кем общаться, меня не замечают, нет друзей и так далее. Как же научить детей общению? В нашей школе организованы профильные кружки по интересам ребят, еженедельно проходят тематические классные часы, на которых у учеников есть возможность послушать, высказаться, поспорить. Ребята со своими наставниками - классными руководителями не упускают возможности принять участие в творческих конкурсах, инсценировках. Наличие у старшеклассников «Пушкинской карты» дает дополнительные возможности общения, приобретения новых впечатлений, обмена мнениями об увиденном.
Сначала с интересом из любопытства, потом с удовольствием приходят ребята всех возрастов и в кабинет психолога. В нашем просторном, уютном кабинете всегда есть возможность поговорить, поделиться своими планами, переживаниями, получить совет и поддержку. Дети приходят «в гости» как по одному, так и компанией. Время не проходит напрасно: группой ребята с радостью принимают участие в мастер-классах, квестах, тренингах на различную тематику, для индивидуальной работы в соответствии с интересами «гостей» применяются проективные методики.
Анализ результатов проведенных диагностик привёл меня к поиску новых форм и методов для развития столь ценного умения – общаться и дружить. Мой рабочий инструментарий пополнился интересной проективной методикой - метафорическими ассоциативными картами, которые представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины, объединенные одной темой и идеей автора. В каждой карте важен не заложенный изначально смысл изображения, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, и реакция на них будет абсолютно разной у каждого. Метафорические карты выступают как средство терапии наравне с музыкой, писательством, рисованием.
Работа с картами МАК может быть как индивидуальной, так и групповой. Проработка тем, актуальных для детей, поиск способов разрешения проблемной ситуации проходит тактично, не травмируя участников встречи.
Посмотри-ка на картинку,
Что ты видишь? Паутинку,
Летний день, палящий зной,
С пляжа я иду домой…
А я вижу кружева,
Снегом убрана земля
Вся искрится и сияет,
Праздник скоро наступает…
Это день, слепящий свет,
Только радости в нем нет,
Началось всё спозаранку…
Потеряла я собаку.
С поводка та сорвалась,
Убежала, не нашлась…
Не грусти, наш план такой:
Ты сейчас идешь домой,
Может, там сейчас она
На пороге ждёт тебя.
Если нет, звони скорей,
Соберем мы всех друзей,
Вместе многое мы сможем
И найти ее поможем!
Использование метафорических ассоциативных карт способствует развитию таких личностных качеств, как умение анализировать, вербально выражать свои мысли, отслеживать эмоциональное состояние других членов группы, проявлять эмпатию и толерантность.
Метод использования метафорических ассоциативных карт удивительно прост, но эффективен. Яркая, красочная картинка - это и повод для начала серьезного разговора, возможность заглянуть в глубь себя, и тема для беседы на групповом занятии, игра, развлечение, и средство, и способ, и возможное решение проблемы, пожелание себе на будущее, программирование достижения поставленных целей, самопрезентация, самоутверждение.

Нина Михайлова,
педагог-психолог.