zvezda - Они ковали Победу!
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

Анна Григорьевна Крайнова, х. Клетский:

– Нас всех забрали: меня, отца и брата 1926 года рождения. Домой вернулась только я. Поначалу пекла хлеб, потом три раза в день возила обеды к командному пункту, на передовую доставляла еду. Конечно, случалось всякое, и было очень страшно. Один раз чуть не оказалась в расположении у немцев. Наша часть следовала за фронтом – так и дошли до Германии.
Самый памятный день Победы, конечно, в 1945 году. Обычный был день. Привезла еду телефонистам, а им было не до этого. Они ждали важного сообщения, и я стояла у двери. Потом ребята вышли радостные, сказали, что Победа пришла. О, что тут было! Поехали на место, а там уже все было известно. Люди радуются, плачут, обнимаются. Приехал к нам концерт. Смотрели и плакали, и смеялись. Правильно в песне поется: «Праздник со слезами на глазах…»

Семен Яковлевич Акулинцев, г. Краснослободск:

- В 1945 году я проходил обучение в полковой школе города Новохоперска, в которой готовили младших командиров. В ночь с восьмого на девятое мая после долгого напряженного дня мы отдыхали. Когда все крепко спали, дежурный крикнул: «Подъем!» Мы подумали, что это была учебная тревога, но дежурный тут же: «Победа!»
В казарме творилось невероятное: кто-то обнимался, кто-то подбрасывал вверх подушки, матрацы, кто-то пел во весь голос, кричал. Утром нас, как обычно, построили, и старшина еще раз объявил, что фашисты капитулировали, война закончилась. После зарядки и завтрака нам сказали, что 9 мая – это выходной и праздничный день. Весь этот день прошел в радостном настроении.
После объявления победы ко мне в школу приехала мать. Она радовалась, что я уже не попаду на фронт. Расставаясь, мы вспоминали о брате и отце. Отец пропал без вести, а на брата пришла «похоронка». Мы тогда надеялись: а вдруг они вернутся? В сентябре 1945 года вернулся отец, а брата так и не дождались: он погиб на Воронежском фронте.
После обучения нас отправили служить в лагеря для немецких военнопленных. Служба моя продолжалась до 1951 года.

Татьяна Васильевна Васильева, р.п. Средняя Ахтуба:

- В январе мне исполнилось 95 лет, а события 75-летней давности помню, как сейчас. Мне было 16 лет, когда на страну нахлынула Великая Отечественная война. Трудилась в родном колхозе, выполняя мужскую работу, участвовала в строительстве железной дороги Сталинград-Владимировка, оборонительных сооружений. Сразу же после своего 18-летия с подругой записалась в добровольцы. Несла службу регулировщицей в составе 12-ого дорожно-эксплуатационного батальона при 62-й армии. Сталинградскую Победу мы встретили с ликованием. Надеялись, что отпустят домой, но ... Со своим батальоном прошла Украину, Белоруссию, участвовала в освобождении Польши. В мае 1945 года помню красные цветы на клумбах Берлина, как будто сама природа приветствовала победителей. По столице Германии для девушек была организована экскурсия. Победу я закрепила собственноручно, написав на стене рейхстага: «Средняя Ахтуба. Вторая Пятилетка. Никитина Т.» Мелом, углём, карандашами были исписаны не только стены рейхстага, но и другие дома города. Зашли с подругами в немецкое фотоателье. Хотелось надеть вместо формы легкое платье, туфельки, чтобы хотя бы на несколько минут забыть о войне. Это фото, где мне 20 лет, и сегодня бережно храню.

Пелагея Максимовна Маслова, р.п. Средняя Ахтуба:

– В числе 300 девушек в 1943 году меня призвали в Красную Армию. Воевала на Третьем Украинском фронте в составе 1-ой фронтовой трофейной бригады. За сутки проходили пешком по 20-30 километров. Выполняли всё, что прикажет командир: грузили оружие, ходили в караул. Главным заданием для нашей бригады было отправлять немецкие трофеи в тыл. Самое тяжелое на войне – терять боевых подруг, друзей. О Победе узнали ранним утром от политрука. В первые секунды не верилось. На построение дали 9 залпов в честь такого события. И это чувство, эти моменты запомнились на всю жизнь! А 10 мая 1945 года у меня был день рождения - 21 год. В июле на эшелонах с девушками-однополчанами везла на завод в Подмосковье станки, а из Москвы уже вернулась домой.

Анастасия Ильинична Позднякова, п. Первомайский:

– Сто лет мне 20 июня исполнится, память уже подводит. Но помню, что, когда получила повестку на фронт, мы на шести подводах ехали в село Заплавное. И вдруг на обоз налетели вражеские самолеты. Все кинулись кто куда: под яр, в воду, а мне и страшно, и лошадей жалко. И я побежала к ним, схватила за поводья и держала их, пока не закончилась бомбежка. Получила благодарность командира и вывих кисти.
Как же тяжело было нам, молоденьким девчатам – таскали ящики с боеприпасами весом 40-50 килограммов. И днем, и ночью работали, так уставали, что об одном только мечтали – выспаться. Сейчас сил нет уже, а так хочется что-то сделать самой. Хорошо, что мирное небо у нас над головой! Радуйтесь этому. Никому не пожелаю такой юности, какая была у меня.

Андрей Степанович Гойдин, х. Красный Сад:

– Когда началась Сталинградская битва, я работал на заводе «Баррикады», который выпускал продукцию для фронта – пушки, противотанковые орудия. А в августе 1942-го меня самого призвали на фронт. Из Астрахани наш полк двинулся на Калмыкию. Фашисты уже окружили Сталинград, выставили блокпосты. Помню, как-то с одной позиции мы немцев выбили и пошли по их траншеям. Я один ящик открыл, вижу: там – мины. А немец сначала отступил, а потом с танками пошел опять на нас. И вот когда у нас свои мины закончились, я взял два металлических чемодана, прибежал в тот окоп, в каждый ящик по четыре мины положил. Вернулся – а наши уже отошли метров на сто. Я догнал их, мы в низинке скрылись, установили минометы и давай немецкими минами их же угощать. И тут смотрю: пришла какая-то большая машина – так я в первый раз увидел «катюшу». Она туда как ахнула – все их танки загорелись. Сколько всего пережить пришлось! Лучше не вспоминать. На моих глазах гибли товарищи, а в июле 1943 года и я получил тяжелое ранение. Домой, в Сталинград, вернулся только через полгода, на костылях.
В 1945 году работал бухгалтером в Среднеахтубинском райземотделе, ходил туда на костылях каждый день из Красного Сада. И вот когда по радио объявили, что война кончилась, мы обрадовались и начали собирать праздник – отмечали всем коллективом. Часто вспоминаю, как праздновали 40-летие Победы. Я тогда работал в совхозе «Ахтубинский», и нас, ветеранов совхоза из Первомайского, Калинина, Красного Сада и Средней Ахтубы, собрали в столовой, обед нам накрыли, чествовали. На память осталось фото, на котором все участники войны – труженики совхоза. Больше сорока человек было! Из них в живых один я остался.
Желательно, чтобы таких праздников поменьше было. Лучше жить в мире.

Александра Петровна Кириченко, х. Клетский:

– По накалу эмоций самой запоминающейся для меня остается дата – 9 мая 1945 года. Двинск, Латвия, молоденькая связистка, склонившаяся над рацией, принимает сообщение, точки-тире автоматически складываются в слова, среди которых такое ожидаемое – капитуляция немецко-фашистских войск!!!! Я пулей выскочила из землянки и совсем не по уставу выкрикнула: «Победа!!!». Что тут началось!… Стрельба в воздух из всех видов оружия, объятия, поцелуи и громовое, несмолкающее «Ура!». Этот момент до сих пор свеж у меня в памяти, такое не забывается.

Василий Сергеевич Изусткин, с. Верхнепогромное:

– Самое сложное – это встать из траншеи и идти в атаку. Помню, при освобождении города Чоп (Закарпатская область Украины) я отбивал многочисленные контратаки гитлеровцев, будучи первым номером пулеметного расчета. Этот ад не передать словами. Видеть, как на тебя идет наступление, по тебе ведут огонь три огневые точки врага и противно квакают мины, разрываясь совсем близко... В эти минуты я просто крепче сжимал ручки пулемета, зажимая гашетку верного «максима» до упора, и думал: «Выручай, братишка! Только не заклинь!». И ведь выдюжил. В том бою нашему подразделению удалось отбить все контратаки противника. Уже позже за тот бой я был удостоен ордена Красной Звезды.