zvezda - С честью выдержал испытания
Menu
.
RSS

      

A+ A A-

По документальным источникам, в 1870 году на левом берегу Волги напротив Царицына был основан хутор Букатин (или Бакатин) Царицынской станицы Астраханского казачьего войска. В 1923 году он был переименован в Красную Слободу по инициативе коммуниста Николая Букатина – внука основателя хутора.

В 1955 году населенный пункт получил статус города и получил название Краснослободск. В связи с юбилейной датой мы хотим рассказать, напомнить читателям газеты о людях, внесших свой достойный вклад в развитие города и оставивших после себя добрую память. Сегодняшний рассказ – о внуке основателя хутора Букатин, ветеране Великой Отечественной войны Михаиле Петровиче Букатине.

Он родился в семье сына основателя хутора Агея Николаевича – Петра. В рукописи местного краеведа Анны Венц, которая хранится в городской библиотеке, упоминается, что Петр был вторым сыном. Женившись, по примеру отца тоже стал заниматься земледелием. Расчистив от леса землю на левом берегу реки Судомойки, в пяти километрах от хутора, вырастил сад. Дом его был на участке отца, где он жил с семьей зимой. У Петра была большая семья. Сначала они своими силами обрабатывали землю, но, когда сад разросся, стали в сезон нанимать работников.
Михаил был десятым ребенком в семье. Он появился на свет в ноябре 1907 года. Несмотря на то, что был самым младшим, «последыша» не баловали. Он рассказывал, что еще мальчонкой был в погонщиках у отца, работал на огороде, на бахче, в саду. Арбузы, яблоки и всякие фрукты они возили в Царицын продавать.
Привычный уклад жизни в казачьей трудолюбивой семье нарушила первая мировая война. Старших братьев забрали на фронт – и домой они уже не вернулись. Мать не вынесла горя – умерла. После того как сестры вышли замуж, Михаил с отцом остались жить вдвоем. Когда установилась Советская власть, им пришлось совсем плохо: забрали последнюю лошадь и корову, вынесли из дома все имущество. Михаил Петрович рассказывал, что спали они с отцом на одной железной кровати, покрытой досками, и прикрывались старыми, рваными зипунами. Чтобы не умереть с голода, отцу приходилось просить милостыню. Без скота и имущества у них был только один выход: пойти работать в колхоз.
В стране велась борьба за всеобщую грамотность. Будучи уже взрослым парнем, Михаил окончил пять классов. В 1930 году он выучился на шофера и стал колесить по дорогам. Ездил по хуторам Хоперского края во время хлебозаготовки, работал на заводе имени Ермана и в пожарной части в Сталинграде. В конце концов, нашлось дело в его родных местах: Михаил устроился водителем на судоремонтный судостроительный завод. История этого предприятия началась с ремонтных мастерских, которые когда-то строили его дед и отец. В 1937 году он женился на дочери капитана – Елене Васильевне. У них была счастливая семья. Сохранилась переписка супругов, которую они вели в разлуке во время Великой Отечественной войны. В строках их писем – уважение, любовь и тоска от разлуки.
У Михаила Петровича сначала была бронь, но, когда враг подступил к Сталинграду, его призвали на фронт. Зачислили в 1382-й стрелковый полк 87 стрелковой дивизии 51-й армии. Известно, что 87-я дивизия 7 ноября 1942 года была поднята по тревоге и переброшена в район юго-западнее Сталинграда на верхнекумские высоты для отражения атак армии Манштейна, пытавшейся соединиться с армией Паулюса. Шесть дней бойцы вели тяжелейшие бои. Ни один танк не прорвался к Сталинграду. В особенности отличился 1378 полк под командованием М.С. Диасамидзе. Двадцать четыре героя этого полка отразили атаку 80 танков, истребили 18 машин и более 300 фашистов.
Завершив окружение немцев под Сталинградом, отбив танки с юга, 51-ая армия двинулась на Ростов с целью окружения вражеских армий, действовавших на Кавказе. Михаил Петрович – полковой разведчик, был одним из многих, которые громили врага и прошли с боями Донбасс, Сиваш, Перекоп, Севастополь, Латвию, Литву. Оказавшись в окружении, 1379-й полк совершил коллективный подвиг, вырвавшись из «кольца».
Михаил Петрович рассказывал, как они попали в засаду. Случилось так, что фашисты ушли вперед, оторвавшись от наших передовых частей. Разведчики должны были узнать, не занято ли фашистами село, через которые предстояло пройти. Немцев в селении не оказалось, поэтому бойцы спокойно разместились на постой на ночь. И вдруг рано утром на них обрушился шквальный огонь. Оказывается, к селу подошли танки. Началась паника, выстрелы сливались со стонами и криками раненых. Наши бойцы под огнем врага побежали на окраину. По счастливой случайности они могли укрыться в подрастающей кукурузе. Михаилу Петровичу повезло: он был ранен, но остался в живых.
Среди его боевых наград – медаль «За отвагу», орден Красной Звезды, орден Славы 3-ей степени, орден Отечественной войны 1-ой степени, медаль «За оборону Севастополя, «За победу над Германией», а всего 13 наград.
Михаил Петрович был счастлив, когда снова увидел жену, устроился на завод. Началась нелегкая, но такая желанная мирная жизнь: без взрывов, выстрелов и больших потрясений. В 1950 году, когда ему было уже за сорок лет, он окончил семилетнюю школу. Это было необходимо для продвижения на работе. Какое-то время он работал заместителем начальника отдела снабжения на заводе, пользовался уважением коллег и подчиненных.
В феврале 1968 года Михаила Петровича проводили на заслуженный отдых. В то время он был еще полон сил и энергии: трудился на своем участке, встречался со школьниками, рассказывал им об истории хутора Букатин и своей нелегкой жизни, пропагандировал казачьи традиции. В станичном казачьем обществе «Букатинское» он был почетным членом Совета стариков.
Супруги Букатины много лет прожили в любви и согласии. Некоторое время Михаил Петрович с заботой и терпением ухаживал за Еленой Васильевной, которая не могла уже ходить, а потом остался один. Умер он в преклонном возрасте, следуя примеру своего деда Агея Николаевича, который прожил на свете больше ста лет.

Валентина Дорн.