zvezda - Зооцентр «Дино» творит добро
Menu
.
RSS

      

A+ A A-


История самого крупного приюта для животных в Южном федеральном округе
В настоящее время на окраине поселка Вторая Пятилетка Среднеахтубинского района почти на десяти гектарах в центре для реабилитации хищных животных и приюте для собак «Дино» живет 300 псов, 22 кошки, 4 льва, 2 медведя, лисы и еноты. За годы существования приюта через добрые руки его сотрудников прошли десятки тысяч животных, получивших шанс не просто на жизнь - на счастье. Изначально приют создавали для собак. Но появлялись в нем и кошки - многих из хвостатых постояльцев горе-хозяева просто перебрасывали на территорию зооцентра через забор. А спустя десять лет свой дом обрели здесь львы и медведи, лисы и еноты.

Мои животные - в моем сердце
История началась 12 лет назад с одного мокрого собачьего носа и глаз, ищущих человека с большим сердцем. Так они и встретились - руководитель зооцентра Анжела Макарова и ее первая собака - стаффорширский терьер Дино. В честь него центр и назвали. Так началась история про любовь - к животным, людям, не умеющим предавать, и к миру, в котором всегда находится место добру.
- Приют существует с 2012 года, - рассказала его руководитель. - Первый мой питомец - стафф по кличке Дино. На тот момент, когда мы с единомышленниками спасали этого пса, о создании приюта и не думали. Каждый занимался своим делом, ветеринарного образования ни у кого, кто стоял у истоков приюта, не было. А была простая цель – оказать посильную помощь конкретному животному. Но оказалось, что достичь ее не так-то просто – пристроить взрослую собаку, тем более бойцовой породы, практически невозможно. Пришло понимание, что таких животных много. И все они ждут помощи от человека. Так общественная деятельность быстро переросла в дело жизни.

Пять лет приют выживал только на собственные средства, нерегулярную спонсорскую помощь и пожертвования. С 2017 года удалось выйти на президентские гранты. Их Анжела Макарова пишет сама и весьма успешно: все заявки заканчиваются победой.
- А как иначе? - говорит она. - Я же чувствую, что и про кого пишу. Мои животные - в моем сердце.
Финансовая поддержка, конечно, очень укрепила. В том числе и эмоционально - ведь руководя одним из самых крупных в стране приютов для животных, думать о своих подопечных приходится постоянно. Нельзя отложить в сторону эти мысли, признается Анжела Макарова, животных надо кормить каждый день. Вечный поиск средств на это приводил к профессиональному выгоранию.

Война добра со злом
Поворотным моментом в судьбе зооцентра стал 2022 год, когда к Анжеле на реабилитацию попали сразу два льва, обезьяна и уникальный краснокнижный голубь. И еще два медведя. Сегодня Анжела Макарова признается: тогда появилась уверенность, - это не мы спасаем этих животных, а они нас. От сомнений и усталости.
- Центру было уже 10 лет. Было очень тяжело и физически, и морально. Мучало чувство, что в войне добра со злом мы проигрываем: спасенные собаки сменяются следующими брошенными животными. И нет им конца. И все-таки мы первые в регионе, кто отказался от выпуска собак на волю. Система «отлов-стерилизация-выпуск в привычную среду» не работает. Это не ответственное отношение к животному (хотя именно так формулирует ее закон), это обречение на отсроченную смерть. В тесноте, но не в обиде, решили мы. Так и живут наши питомцы - в ожидании своего человека с большим сердцем. Жестокость и безответственность людей доводила до истощения. Новые же постояльцы вывели из состояния безнадежности, раскрасили мир новыми красками.
Руководитель зооцентра подчеркивает: дикие животные в приюте - вовсе не амбиции. Это необходимость, ведь во всем ЮФО зооцентр «Дино» единственный, кто имеет возможность содержать таких животных.

Медведи «читают книги»
Когда к Анжеле Макаровой обратились с просьбой забрать в зооцентр медведей, она, не раздумывая, отказалась. Объясняла, что животное очень специфическое, требующее особого содержания и подхода. Но, когда услышала, что в противном случае они пойдут на отстрел, сердце дрогнуло. Сегодня под ее крылом соседствуют Санечка и Берри.
- Убеждена, - говорит Анжела Макарова, - что вольеры для хищников должны быть максимально просторными, приближенными к их естественной среде обитания. Даже если это временное пребывание, как у нас. Ужасно, непостижимо, но порой животные обречены проводить всю жизнь в клетках. Наш медведь Санечка, спасенный из Астраханской области, двадцать лет просидел в вольере, больше напоминающем клетку. В нем не было даже двери. А нужно понимать, что медведь - это очень умное, интеллектуальное, хоть и опасное животное. Полуголодный, грязный, измученный, он развлекал посетителей частной турбазы.
За считанные дни мы обустроили для него вольер с берлогой в 200 кв. м вместо девяти, в которых он провел всю жизнь. И это не предел – начали расширять его «жилплощадь». Он уже наводит у себя порядок: раскладывает игрушки, двигает ванночку… А в качестве развлечения мы приносим нашим мишкам новые запахи - переработанные в щепу новогодние елки, коробки-переноски от птиц и мелких животных. Для них это как в Интернет заглянуть или книгу прочитать. Мишка Берри (ему всего годик) - один из немногих в центре со своим личным куратором.
- Замечательная форма общения человека с животным, - признается руководитель, - которая, к сожалению, не распространена среди волгоградцев.
Медведя привезли из Махачкалы, где он эксплуатировался в запрещенном фотобизнесе.

На 20 часов сна - пять килограммов мяса
Для львов вовсю строится новый вольер площадью один гектар.
- Для них этого больше чем достаточно, - поясняет Анжела Макарова. - Львы ведь ленивые животные. Могут спать по 20 часов в день, отвлекаясь только на еду. Один лев, кстати, съедает по пять килограммов мяса в день. И в отличие от медведей, чей рацион можно разнообразить кашей, они ничего, кроме мяса, не едят.
«Львиная» история началась с двух «котят». Симба и Эрон (им было всего по месяцу) попали в приют в компании пумы, мартышки и венценосного голубя. Их везли на «ГАЗели» на Северный Кавказ. Кто заказчик «живого» товара и кто продавец - неизвестно.
- Машину остановили сотрудники полиции, документов и идентификационных чипов не оказалось, животных изъяли, - рассказала Анжела. - Как и кто их будет содержать? Государственных реабилитационных центров нет, частных совсем немного, и возможности каждого из них ограничены. Животных передали нам на ответственное хранение. Очень редкую, краснокнижную птицу, похожую на павлина, удивительного синего цвета, практически сразу забрал Московский зоопарк. Таких на планете вообще единицы. Пума обрела дом в филиале Московского зоопарка в Великом Устюге. Мартышка задержалась у нас на полтора года. Правда, нам предлагали отдать ее в Сочинский научно-исследовательский институт для тестирования вакцин. Мы отказали. И вот недавно она переехала в замечательный Казанский зоопарк. Это правильно, ведь мартышки очень социализированные животные. Там она обрела семью. Я переживала, что ее будут обижать как новенькую, но нет, говорят, она там строит всех, диктует свои правила.
На этом история с хищниками не закончилась. Появилась в зооцентре львица Киара и совсем недавно годовалый львенок Бонифаций из Саратовского конного клуба. От него отказались после нашумевшего случая: девочка просунула руку в вольер, лев нанес ей травму. Виновато ли в этом животное? Едва ли, но, чтобы замять неприятную историю, от него поспешили избавиться. Сегодня силами сотрудников зооцентра «Дино» он проходит реабилитацию - лечится от рахита и недоверия к людям.
Со своими львами Анжела расставаться не планирует. Да и, признается, едва ли какие-то зоопарки будут на них претендовать.
- Вид этот весьма распространённый. Взрослые львы не интересны, а маленький - тем более. Пока он дорастет до экспозиционно-привлекательного вида, его нужно кормить, лечить и воспитывать два, а то и три года. Никому это не нужно.
С появлением новых постояльцев появились и новые проблемы. Как лечить, чем прививать, как обследовать, как правильно кормить и содержать. По всей России ветеринаров, занимающихся дикими животными, очень мало. В Волгограде таких нет вообще. Обратились за консультациями, в том числе в Московский госпиталь Дикой Природы - единственную в стране организацию, специализирующуюся на диких животных.
Так, со временем первые трудности и преодолели. Уже в конце апреля ветеринары «Дино» пройдут курсы квалификации по оказанию помощи диким животным, а кипер Игорь осенью начнет обучение на ветеринара и стажировку в госпитале Дикой Природы в Москве.

Мальчик, который никогда не улыбался
Это только кажется, что Анжела Макарова и ее команда, в которой всего девять человек, помогают исключительно животным. Они создают программы, в которых с помощью своих мохнатых друзей возвращают веру людям, учат их жить в гармонии с собой и даже улыбаться.
Один из таких проектов «Доктор Пес» вошел в сотню лучших, поддержанных Фондом президентских грантов. Идея создания уникальной сенсорной комнаты для детей-аутистов, где врачами выступают собаки, возникла после знакомства с шестилетним мальчиком, который никогда не улыбался. В составе группы от специализированного интерната он посетил зооцентр «Дино». Подружился с собакой и улыбнулся ей. Заговорил, чего тоже никогда не делал. Тогда же было решено реализовать не имеющий аналогов в Волгограде проект по реабилитации детей с особенностями развития через общение с животными. Обучение на канистерапевта прошла сотрудник Центра Светлана Украинская. Из всех собак было отобрано три прирожденных хвостатых «врача». Одна из них - лабрадор доктор Нюша работала в МЧС. По словам ее наставников, она спасала людей не потому, что надо, а от большой к ним любви.
- Конечно, мы не можем сотворить чудо, - размышляет руководитель «Дино», - но попытаться должны. Была у нас девочка с тяжелой формой ДЦП. Она ходячая, но каждый шаг даётся ей через боль и эмоциональный срыв. И вот, чтобы погулять с нашим псом, она вставала с коляски. Желание общаться с собакой мотивировало ее на личный подвиг. К сожалению, временно проект приостановлен из-за отсутствия подходящего помещения. Есть все необходимое, чтобы возобновить его в любой момент. Надеюсь, он настанет.

Уроки доброты
А еще есть «Уроки доброты», которые Анжела проводит для школьников региона. На них дети через общение с забавными енотами и улыбчивыми лисами учатся дружить и ответственно относиться к животным. И это происходит на мастер-классах в музее Машкова, спортивных акциях в ЦПКО, благотворительных мероприятиях. Общаясь с Анжелой Макаровой, диву даешься - то ли время у нее не знает границ, то ли сердце.
У ног ее верный пес Сабрина. Ревниво отгоняет от нее четвероногих конкурентов, строго порыкивает на разхулиганившихся енотов.
- Бывает, конечно, устаю, - признается Анжела. - Но силы дает результат, поэтому шаг за шагом - только вперед.
Анна ВЫСТРОПОВА.